Сразу после окончания автошколы и получения «прав» каждый определяет для себя стиль вождения по городу. И этот стиль напрямую зависит от того, какие навыки вы получили в автошколе. Кто сразу начинает гонять по «полной» кто-то наоборот начинают ездить слишком медленно. То, что нарушать скоростной режим, не имея навыков- просто очень опасно для себя и для окружающих, во вторых никакого преимущества в городских условиях это не дает. Кроме того, при таком количестве видеорегистраторов, установленных на перекрестках, «гонять» просто не выгодно, я о штрафах, например за превышение скорости от десяти до двадцати км/час — 7065тенге. Просто накладно. Теория рекомендует двигаться со скоростью транспортного потока, но это в «пробках» или в условиях очень плотного городского движения. На самом деле безопасно двигаться чуть быстрее или медленнее потока. Избегать длительного движения параллельными курсами. Особенно с автобусами, грузовиками, «газелями» водители которых уже имеют печальную статистику аварийности. Если возникло такое соседство, добавьте скорость, или притормозите. При движении на трассе, если кто — то хочет с вами «погоняться» и висит упрямо «на хвосте», пропустите его, и скажите «Ты победил!!!». Молодец! Но быстро ездить, можно только на специальных полигонах, гонять же по улицам города, как правило, ни к чему хорошему не приводит. В городе, если двигаться со скоростью транспортного потока, транспортный поток управляет тобой, и ты ему подвластен. Любой участник движения становится при этом потенциально опасным, водитель чувствует свою незащищенность. Езда по городу — серьезное испытание для опытного водителя, не говоря о новичках. Ежесекундно меняющаяся ситуация, огромный поток информации требует постоянного повышенного внимания. Потеря контроля над ней даже на долю секунды, приводит к аварийной ситуации.
О дистанции — никогда не сидите на «хвосте» впереди движущейся машины, и не позволяйте делать это с вами. Смотрите не на «стоп сигналы» впереди идущей машины, а на четыре корпуса вперед, через стекла автомобилей. Это позволит вам принять меры к торможению, одновременно с передними автомобилями, а не стой, что перед вами.
О поворотах. «При повороте налево не справился с управлением, выехал на полосу встречного движения, совершил столкновение»; цитата из средств массовой информации по ДТП, имевшему место в нашем городе в июне месяце.
И это летом! Как же можно было ехать, что бы ни справится с управлением на сухой дороге. А все очень просто, есть водители, которые не обладают элементарными навыками управления. Посмотрите, как наши водители выполняют левый поворот, к примеру, с улицы Гашека на улицу Быковского. С улицы Маяковского на туже Быковского. Каждый второй это делает неправильно, двигается по пологой кривой, выезжая на полосу встречного движения. Нарушая пункт-8.7 ПДД РК. Траектория таких водителей такая, как будто они управляют грузовиком с прицепом. Проезжая буквально в сантиметрах от транспорта, которые стоят на запрещающий сигнал светофора, когда справа свободна целая полоса. Что это, неумение пользоваться рулевым колесом, или головой, впрочем, и то и другое. Кстати теже водители длинномерных трейлеров выполняют повороты намного грамотнее, несмотря на то, что у него 12 метров за спиной, а потому – что они «профи!!!».
О самых опасных ДТП. Самые опасные дорожные происшествия – это лобовые столкновения, именно они являются источниками тяжких последствий. По информации агентства Kazakhstan Today, только в феврале месяце, произошло два лобовых столкновения транспортных средств и оба они произошли на «Рудненской» трассе. В первом случае, жигули Ваз-2102 водитель, которого не справился с управлением, выехал на полосу встречного движения и столкнулся с «Газелью». Жигули загорелись, водитель и пассажир погибли. Во втором случае на 102км водитель « жигулей» выехал на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Неоплан». Водитель жигулей погиб, два ДТП три жертвы, к сожаленью статистика таких аварий очень печальна.
Основные причины выезда на встречную полосу. «Рудненская» трасса единственная в области имеет по две полосы движения в каждом направлении. Первое, самое распространенное нарушение, водители движутся по левой полосе при наличии свободной правой. Это есть нарушение Правил, пункт- 9.4. Вне населенных пунктов…водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения, при свободных правых.
Этот пункт ведь не «не с потолка» взят, а из опыта многочисленных аварий и ДТП. Водитель, игнорирующий данную аксиому, имеет вероятность попасть в аварию в десятки раз выше, если бы он двигался по правой полосе. Представьте себе при ширине дороги в 15метров и боковом интервале в 7метров, если разъезжаться по правым полосам. Водители, двигающиеся по левым полосам, искусственно уменьшают интервал до 1.5метров. Учитывая состояние проезжей части, особенно в зимнее время — укатанный снег, гололед. Техническое состояние автомобилей, еще хватает и сейчас транспортных средств, передвигающихся по нашим дорогам, морально, и физически устаревших, — это «Москвичи», старые « Волги», «Жигули». У данных автомобилей «вылетевшая» шаровая опора и как следствие отвалившиеся колесо — обычное дело. И представьте, при встречном разъезде лопается левое переднее колесо или разваливается левая нижняя шаровая опора, кстати, у иномарок это практически исключено . При мизерном интервале лобовое столкновение практически неизбежно. А о последствиях таких ДТП, мы говорили выше. Молодые водители реализуют на дороге черты своего характера и подросткового мышления. Этому есть простое объяснение, недостаток общей культуры, которое проявляется в обычной жизни, и как следствие — культуры вождения автомобиля в частности, наверное, это во многом связано с нашим прошлым. Второй важный фактор стремительная автомобилизация, и в РК и соседней России, уровень продаж новых автомобилей увеличился в разы. А водитель это такая же профессия как врач, учитель или инженер, только более распространенная. Потому что врачи и инженеры тоже управляют автомобилем. Учиться вождению необходимо со всей мерой ответственности. Люди, недавно получившие водительские права, и покупающие сейчас новые автомобили, не обладают достаточными навыками вождения.
Они вырвались на свободу и реализуют на дороге черты своего характера и неудовлетворенные амбиции, забывая, а в большинстве своем и не зная, что с автомобилем еще нужно правильно обращаться и грамотно им управлять. Интересно, как будущие водители приобретают сейчас автомобили, которых, кстати, сейчас огромное количество, одних салонов не счесть, а еще вторичный рынок. Предложение намного превосходит спрос. Просто автомобильное изобилие. Как выбирают автомобили; в первую очередь берут во внимание максимальные опции, всяческие навороты, максимальную мощность двигателя, неуемные размеры, расход топлива. И все это независимо от того, где собираются ездить. А соответственно, приобретая машину с огромным запасом мощности и скоростными характеристиками, счастливому обладателю не терпится поскорее испробовать этот потенциал на дороге. Как часто такое лихачество заканчивается трагедией. Сейчас не пристегиваться ремнями безопасности может только сумасшедший или оптимистичный «пофигист». А совсем недавно, до принятия решительных мер направленных на усиление ответственности за нарушение Правил не пристегивался каждый второй. Водители почувствовали неотвратимость наказания за это нарушение. А тонировка! Вспомните, каждый второй автомобиль был затонирован «с головы до пят». Даже лобовые стекла у некоторых автомобилей были затонированы. Ничего, решили эту проблему, главное, что бы все были равны перед законом, что и было достигнуто. Не пропусти, не дай себя обогнать, поворачивая, не включай поворотник — такими девизами руководствуются горе – водители, относящиеся к дорожному движению, как попытке померятся силами, посоревноваться, не уважающие других участников дорожного движения. И наказывают эти водители в первую очередь самих себя, рано или поздно попадая в аварийные ситуации, которые сами себе и создают. Но закончить хочется все-таки, на позитивной ноте, ситуация на дорогах меняется в лучшую сторону, причем заметно! Возьмите включение ближнего света фар за городом, после проезда знака «Конец населенного пункта» все водители как по команде включают ближний свет фар. А при въезде в город, почти все снижают скорость до 60км/час. А те немногие, которые не снижают скорость сидят в патрульных машинах и расписываются в административных протоколах. А почему? Ситуация изменилась. Да все просто! Поняли, что все очень серьезно, и никто шутить не собирается, шутки кончились. Правила для того и созданы, что бы они соблюдались. И еще хороший признак, в автошколу приходят люди, чтобы учиться, они хотят получить хорошие теоретические знания, и твердые навыки вождения, а не просто документ об окончании автошколы. Подведем итоги. Основной причиной дорожных происшествий является пресловутый человеческий фактор. 90% всех аварий происходит по вине водителей и только 10% по другим причинам. Водитель является основной, ключевой фигурой в дорожном движении и основным виновником аварий на дорогах, как ни прискорбно это признавать. Именно от его знаний, умения водить автомобиль, и что немаловажно, общей культуры зависит наша с вами безопасность. «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!!!» как говаривал Остап Бендер в романе Ильфа и Петрова. Читайте и знайте ПДД, и пусть у нас и Ваших близких все будет хорошо. Удачи Вам и главной дороги.
Директор автошколы «Водитель АВС» Кузнецов Ю.В.