Я работаю мастером производственного обучения вождению в автошколе «Водитель АВС» мой водительский стаж 25 лет. Я, как и мои коллеги мастера по вождению, даем путевку в жизнь будущим водителям. Мои ученики в большинстве своем женщины — это такая закономерность во всех автошколах, что большинство наших учеников — женщины, примерно 95 процентов, и из них 99% за рулем никогда не сидели. Женщина за рулем – тема особая! К слабому полу нужен особый подход и методы обучения, женщины очень впечатлительны и эмоциональны, от этого сложность в обучении. Но учить водить их нужно обязательно и от того кто их обучал, и как обучал, в последствии будут такие примеры вождения, некоторые из них я приведу в данной статье. Зарисовки с натуры, которые я наблюдал при проведении практических занятий по вождению с курсантами нашей автошколы. Но есть примеры, когда я ехал один без ученика.
Картинка первая.
В КЖБИ по улице Ворошилова организовано одностороннее движение. При заезде на нее со стороны гаражного кооператива №4 установлен знак 3.1. «Въезд запрещен» Так вот, для некоторой категории наших водителей это не указ и не запрещение, это же не шлагбаум, в конце концов, молодая автоледи в пятницу 23 июня, опять же на иномарке! Едет против движения под знак! Встречные водители мигают ей светом фар, некоторые даже сигналят, показывая, куда ты едешь! Она явно не понимает, что от нее хотят, она едет по дороге по правой стороне! Даже рукой машет и кричит: «Что Вы все сигналите? Что не так? Что Вам надо?! Вопрос, где и как она училась, если не знает элементарных Правил и положений, в том числе, что такое – одностороннее движение? И как по такой улице ездить!
Картинка вторая.
Трасса на сосновый бор, 27 километр, крутой левый поворот ограниченная видимость. Еду ближе к правому краю дороги. Вдруг, из-за поворота буквально в лоб, вылетает большой черный джип. За рулем девушка, развить большую скорость ей ума хватило, а пройти поворот по безопасному радиусу, ближе к правому краю проезжей части ни навыков, ни опыта не хватило. Навыки вождения или их отсутствие были несоизмеримы со скоростью, которую она выбрала для движения по загородной трассе. Ее автомобиль буквально вынесло на сторону встречного движения, по которой, к несчастью, пришлось ехать мне. Меня спасла безусловная реакция выработанная годами, это когда руки и ноги срабатывают быстрее, чем сработала голова, этого хватило, чтобы вывернуть руль вправо и уйти на обочину разъехались просто чудом. Осознание произошедшего пришло позже, когда представил, какие могли быть последствия лобового столкновения, если бы я не успел среагировать. Успел увидеть глаза водительницы, полные ужаса и недоумения. Я остановился, остановился и ее джип, я хотел спросить у дамы, которая чуть не угробила меня и себя, как так можно ездить?! Но, она от встречи уклонилась и стала удаляться от меня на минимальной скорости, и я не стал ее преследовать, она явно была в шоке. Извлекла ли водительница джипа для себя урок на будущее – осталось под вопросом, как и предыдущая ситуация.
Картинка третья.
Узкая дорога, но два автомобиля могут вполне могут проехать, если двигаться вплотную к тротуару. Но если это разъезжаются два адекватных, думающих грамотных водителей. Но это был явно не тот случай, навстречу опять движется и что бы вы думали? Да джип и опять автоледи за рулем едет примерно метр от края дороги, мы явно не разъедемся! Но это ее явно не смущает, она улыбается, подбородок приподнят, это от того, что низко сидит, и никто не догадался ей помочь — отрегулировать водительское сиденье. Это кстати самая распространенная ошибка начинающих водителей – неправильная посадка за рулем, а именно с этого начинается вождение, с регулировки сидений и зеркал. С чувством габаритов своего автомобиля у нее явно большой пробел или полный ноль. В ограниченных проездах она явно никогда не ездила и поэтому на полном серьезе была уверена, что мы разъедемся. Что бы избежать столкновения пришлось выехать на бордюр, благо технические возможности моего автомобиля это позволяли сделать, я выехал на бордюр, и мы разъехались! Автоледи чинно, благородно проследовала дальше так же посередине дороги!
Картинка четвертая.
Проезжая часть дороги шириной 5-6 метров, на ее правой стороне, у тротуара стоят два автомобиля. Еду по свободной полосе в сторону школы. И вдруг, из-за этих стоящих у тротуара автомобилей выезжает белая ТОЙОТА, которая движется мне навстречу. За рулем молодой парень, лет двадцати, не более машет мне рукой! Мол, уступи дорогу, мне некогда! Я отвечаю «почитай книжку по Правилам, у кого полоса занята, тот и должен уступить дорогу! Это был голос вопиющего в пустыне, «Какие Правила? Какая полоса? Книжку по Правилам он в глаза в руках не держал. Мне проехать нужно! И это главное. С учетом, того, что водителю 20 лет и он далеко не один, и количество их растет с каждым днем, как дальше будет развиваться дорожное движение? Опять вопрос.
Картинка пятая.
Выезжаю из гаража, и прямо напротив ворот стоит грузовой ЗИЛ-131 летучка, одной из коммунальных организаций города. Объехать его нет никакой возможности, стоит прямо на дороге. Обращаюсь к водителю: «Убери, пожалуйста, машину! Как тебя объехать не по воздуху же?» Ответ: «Я привез бригаду, никуда не буду отъезжать!». И что водителю, перевозящему рабочих, ПДД дают преимущества и привилегии, по отношению к другим транспортным средствам и дают право стоять там, где им удобнее, причем нарушая Правила – перегородив дорогу. Нет, конечно, нет таких Правил.
Картинка шестая.
Выезд с улицы Быковского на Ярослава Гашека, учебные машины чаще всего поворачивают направо. Стою с учеником в правом ряду, машины с улицы Гашека поворачивают налево на улицу Быковского и каждая вторая машина с молодым водителем поворачивает налево с нарушением Правил, срезая угол, выезжают на сторону встречного движения, едва не задевая левое боковое зеркала заднего вида. Очевидно, что эти водители не умеют пользоваться рулевым колесом, двигаются по дуге большего радиуса, постоянно нарушая при этом пункт-8.7 ПДД РК. Напомню, повороты должны выполняться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. За такое нарушение в свете новых поправок вступивших в силу с 15 июля сего года, можно лишиться прав на управление автомобилем сроком на один год.
Картинка седьмая.
Совершенно свежий пример, буквально вчера, понедельник 31 июля (статья была написана в начале августа, а опубликована только сейчас) приходил мужчина с дочкой, хотел записать ее в группу и у нас состоялся такой диалог: «У Вас училась моя жена, три года назад! Я решил проверить, чему Вы ее научили» три года назад училась, а проверять муж решил только сейчас. И вот, при движении за городом по прямой, она постоянно смотрела в зеркала заднего вида. А что, не надо смотреть в зеркала? А зачем, ведь она едет по полосе в прямом направлении, зачем в зеркала назад смотреть!!!!!!
Комментарии разделю на две части:
В зеркала заднего вида нужно смотреть, независимо, от того, где Вы едете за городом или в городе. Отличие только в том, что за городом можно промежутки по времени с наблюдения дорожной обстановки впереди автомобиля, на перевод взгляда в боковые зеркала будут несколько больше. Опытный водитель умеет смотреть в зеркала периферийным, боковым зрением. И в случае необходимости переводит взгляд в боковые зеркала, сообразно дорожной обстановке. За городом скорости движения транспортных средств на порядок выше, и контролю за обстановкой вокруг автомобиля, должно уделяться больше внимание, особенно, при выполнении маневров, перестроении тем более при совершении обгонов. Так дорожная обстановка может меняться ежесекундно и время на принятие решения будет минимальным. Например. Вас обгоняет длинно мерный автомобиль, Камаз с прицепом. Ученик должен сам заметить приближающийся транспорт, а не мастер должен ему постоянно подсказывать, посмотри в зеркала! Посмотри в зеркала! Если у ученика не выработался рефлекс самостоятельно следить за дорожной обстановкой, и он смотрит только вперед, то звук обгоняющего грузовика может от неожиданности. может вызвать у него ШОК а с управлением полный ступор. Поэтому, ученик должен понимать таится опасность в том, что он не наблюдает за обстановкой позади автомобиля. Нужно объяснять чем опасен грузовик с прицепом это и виляние прицепа и смещение его к центру поворота и при необходимости нужно сместится несколько вправо. Все это нужно водителю знать и этому мастера практического вождения учат этому своих воспитанников. Причем прямо на дороге и на конкретных примерах. А не в тестах, где написано про это виляние. Это нужно увидеть! Как говорится лучше один раз увидеть, чем СТО раз услышать. Это аксиома! И не знать этого просто очень большое заблуждение.
И вторая половина ответа, пользуясь прорехой в законодательстве, когда разрешили сдавать на «права» не обучаясь в автошколе на категорию «А» «А1» и «В», к обучению приступили доморощенные наставники, все кому не лень, передавая свои «знания» родственникам друзьям и знакомым. Качественно выполнять свою работу могут только обученные люди- профессионалы своего дела. Как может обучать вождению такой наставник, если он сам нигде не учился. Если и дальше так будет продолжаться, то папа, который учит дочь и сына, что за городом в зеркала смотреть не надо. Потом сын, сам кого нибудь будет обучать, скажет, что зеркала вообще не нужны, папа без зеркал на «Москвиче» всю жизнь проездил и ничего! Да и повороты нужно включать только при повороте налево! Направо можно не включать. А тормоза вообще придумали трусы, и так далее в геометрической прогрессии.
Картинка восьмая.
Встретил недавно своего знакомого, поговорили, в окончании разговора он излагает просьбу «Ты же инструктором по вождению в автошколе работаешь? Да работаю мастером обучения вождению! Ну не важно, моего сына оболтуса, научи – РУЛИТЬ!!! Правилам я его сам — научу. Тем более, что их (только вдумайтесь) ОТМЕНИЛИ! Вот как изменения в законе «О дорожном движении» дошли до некоторых наших граждан. Правила дорожного движения — отменили. А действительно, как может оценить и понять изменения в законе, простой обыватель, если он где-то, от кого- то слышал, что учиться в автошколе не нужно, можно пойти и самому сдать на права, тем более что интернете полно всяких тестов, задачек книжку можно почитать и этого будет достаточно! Вот такое на сегодняшний день отношение к такому важному делу, как обучение водителей транспортных средств.
В автошколу приходят, для того, что бы научиться правильно, управлять автомобилем и в городе и за городом, и так что бы не попадать в аварии. Опытный наставник на каждом занятии по вождению должен рассказывать своему ученику, как правила звучат теоретически, а как это все выполняется на дороге, ПРАКТИЧЕСКИ и это разные вещи.
Какие можно привести правила: Находясь за рулем вы должны быть готовы к самым нелогичным, самым непредсказуемым действиям любого объекта которые Вас ожидают. Да! Именно быть готовым всегда, к тому, что кто то из водителей или пешеходов может поступить не просто не логично! А грубо нарушив Правила.
*Проезжая мимо громадного грузовика по правой полосе, а он в левой, нужно убедится, что он Вас Видит в зеркало, мигните ему фарами или слегка нажмите на сигнал, только потом проскакивайте по правому ряду, бывает, что он Вас в зеркало не видит (если у него одно зеркало, не как у иномарок, одно большое, другое поменьше, настроено вниз вплоть до того, что он видит задние колеса) так вот он пойдет вправо и просто вас раздавит
Картинка-9.
*Бойтесь автобусов, троллейбусов и трамваев стоящих на остановках, всегда будьте готовы, что из за них, а именно спереди (а нужно сзади) может выскочить пешеход, и не обязательно дети! А взрослые женщины, да еще с ребенком держащимся за руку. Мальчишки на досках, скейтбордах. Даже велосипедисты верхом на велосипедах, несмотря на большую работу в СМИ, по анти пропаганде, это веяние набирает популярность. Все больше велосипедистов переезжают дорогу на велосипедах. И попадают под колеса транспорта. Вот недели две назад, по дороге на КСК у остановки «пивзавод» велосипедист выскочил перед автобусом, водитель которого у спел среагировать, но избегая наезда врезался в столб. Автобус получил повреждения. А велосипедист цел, улыбается, даже названивает кому то по телефону. А ведь такой случай единичен, что обошлось без жертв, бывает скорее наооборот. Если вы заметите велосипедиста еще на тротуаре, который только прицелился для того, что бы выехать на дорогу, то у Вас будет запас времени и надежности для себя избежать наезда и для остальных, кто едет за Вами.
Картинка-10
*Перед тем, как наступить, нажать на тормоз — посмотрите в зеркало — это закон, даже, если Вы стоите на светофоре посматривайте в зеркало заднего вида заднему автомобилю может не хватить полметра тормозного пути. А 30 см удара очень и очень чувствительно и для авто и для шейных позвонков водителя и пассажиров.
Картинка-11* Опасайтесь женщин, переходящих дорогу, они могут дойти до середины и у видя Вас как правило, могут устремится назад. Хуже, если дорогу переходят две подружки держась за руки: одна наверняка рванет вперед, другая — назад. Вам нужно будет иметь запас времени пока они договорятся либо перетянуть одна другую.
*Опасайтесь мамаш, стоящих на тротуаре увлеченных самим собой, а из их рук рвутся пацаны 3-4 лет. Один вырывается и бежит прямо через дорогу, второй срывается следом. Автору наблюдавшему данную ситуацию, с трудом удалось остановить автомобиль, буквально в метре от такого сорванца. Вместо мамаш, могут стоять бабули, а дети будут стоять рядом, и развитие ситуации идет по той же схеме, ребенок может вырваться от зазевавшихся взрослых и выскочить прямо на дорогу.
Картинка-12.
Подводя итоги вышесказанному, все эти и другие примеры мастер по вождению расскажет и покажет прямо на дороге, не отрываясь, а прямо во время вождения. Хороший мастер, это не от, что сидит в своем кресле и уперся взглядом в свой мобильник, а ученик рулит сам как умеет, такое то же бывает. Некоторым ученикам нравится, что мастер молчит, лишь бы не ругался! А многим, особенно женщинам это категорически не нравится! Они пришли чтобы их научили, а учить молча невозможно, ученик должен на каждом уроке получать, что то новое, а для этого он должен комментировать, рассказывать и показывать, а не молчать. А если мастер во время обучения вождению еще и курит, пуская дым прямо в лобовое стекло — это все финиш! Бегите подальше от такого мастера и из этой автошколы! Вам совет, там Вас ничему путному,не науча
Картинка-13.
А тем, кто хотят получить права самоподготовкой, не обучаясь в автошколе, считая главной задачей получить «права» и учат, то что будет на экзаменах в ЦОНе! А в реальной дорожной обстановке случаются такие ситуации, и как в них поступить, и способы решения таких ситуаций , будущие водители ни в одной «умной» книжке они этого не прочитают Опытного наставника, невозможно заменить! Книга книгой, а тут все наглядно и доходчиво, и сразу забъется в мозги! Как говаривал Гоцман из фильма «ЛИКВИДАЦИЯ» Кто не видел посмотрите, А для той категории, которым нужно все побыстрей. Главное права! А все остальное потом, вот и появляются такие примеры, о которых мы рассказали. И это далеко не все мы выбрали самые безобидные, многое осталось за кадром.
Сейчас самая популярное вождение — это обучение «ученых» тоесть права есть, а ездить нет. И вот приходят такие ученики с правами, спрашиваю вождение проходил ДА! Конечно проходил! Сколько раз был на вождение, самый популярный ответ 5, 6 раз или 10 часов наезда. Как я их проверяю, у кого навыки есть, сразу видно, как они садятся в автомобиль, как пристегиваются, как трогаются с места. Бывает десять раз может пытаться тронуться с места автомобиль прыгает вперед и глохнет и так до бесконечности. Спрашиваю ну что случилось? Или в чем дело? Ответы льются как из рога изобилия и чем хуже результаты, тем оговорки красноречивее! В основном ответы такие: «Что это за машина? Чего она глохнет?! Я все правильно делаю!! У нас в автошколе была машина она не глохла! Я не спорю чтобы не провоцировать. Обычно говорю, ДА! ДА! Это я виноват или машина, как Вам больше нравится. В это есть доля правды почему у них машина не глохла Да потому, что мастер придерживал педаль сцепления, если ученик ее бросит, то мастер педаль придержит, не давая машине заглохнуть. Кому охота час стоять и учить ученицу трогаться. а так так быстрее, «поймал» педаль и поехали! А ученик думает, что это он сам так лихо умеет. Происходит обман и самообман в обучении. Хочет ученик быстрее научиться! Да пожалуйста, вот и получается, что он не умеет самостоятельно даже начать движение. Так и при движении по городу, мастер положит левую руку на руль и так все вождение — мастер «ведет» ученика, практически сам управляет автомобилем. В случае резких движений курсанта, мастер всегда имеет возможность пресечь опасные последствия, вмешавшись в управление.
Картинка-14.
Сразу пример в номер. Вождение по городу, мастер Маркелов И.А. Курсантка, назовем ее Ирина, впереди знак «Искусственная неровность» мастер спрашивает: «Какой знак проехали? Ирина, лежачий полицейский! Молодец! Ирина как держала ногу на педали газа так держит, затем небольшой удар передней подвески, мастер, конечно мягко говоря недоволен! Ирина ты почему не притормозила перед препятствием? Игорь Анатольевич! Раньше машина сама притормаживала, а сейчас почему то нет! Вот Вам пример из жизни! Чем не юмор из жизни автошкол. А в чем дело? Почему так получилось? Мастер на первых порах страховался — берег машину, сам притормаживал перед препятствиями. Все мастера так делают, на первых порах обучения. Но после 8 10 часов вождения мастер предупреждает ученика, что все, плотная опека закончилась, теперь поедем самостоятельно. Чем раньше мастер это сделает, тем меньше привыкания к пассивному вождению. Но в каждом конкретном случае это индивидуально, каждый мастер сам решает, когда дать ученику полную свободу вождения. Любое вождение с мастером предусматривает контроль за действиями обучаемого и в случае не предвиденных ситуаций мастер успеет предотвратить опасные последствия. И в данном случае мастер предупредил Ирину, что полная самостоятельность, но у нее это не отложилось.
Еще пример: Мастер . Вождение на автомобиле SHEVROLET NEXIA механика. На вождение пришел высокий худощавый юноша, в очках. Типичный «айтивишник», компьютерщик. И вот пример из одного занятия по вождению. У Евгения, так назовем ученика, были проблемы с троганием с места и что бы поберечь новый автомобиль также придерживал педель сцепления. И вот в очередной раз при трогании с места Евгений увидел что педаль сцепления не на том месте, а несколько ниже и он не почувствовав педали наклонился и удивленно воскликнул:
«О Игорь Анатольевич! Клавиша залипла!!!!» Чем не тема для анекдота или авто прикола. А это быль. Хотя человек имеет дело с клавиатурой компьютера и поэтому этот термин для него оказался ближе, чем педаль. После трогания и остановки, проверяю как ученик выполняет повороты. Вначале правый» как подъезжает к повороту, как притормаживает, какую передачу включает, бывает, что врубает первую передачу перед поворотом!. И главное, как ученик выполняет перехват руля и держит боковой интервал от правого края дороги. Характерные ошибки: с испугу ученик может надавить на газ и автомобиль выскакивает на середину проезжей части и он просто не успевает перехватывать руль и машину выносит на встречную полосу. Правильно такой маневр выполняется ученик подъезжая к перекрестку правильно работает головой наблюдая обстановку за дорогой слева от себя, потом включает вторую передачу и работает рулем соблюдая боковой интервал от бордюра не далее 1 метра, и успевает наблюдать за дорогой. После выхода на прямую ученик возвращает руль в исходное положение. Даже проезжая мимо перекрестка на которую выезжает учебный автомобиль, по скорости его движения и как он выезжает на перекресток, видно, как ученик подготовлен. Запомните, важно качество, насыщенность учебных часов. Можно и 50 часов проездить по прямой, без перекрестков, с молчащим мастером, и который страхует вас полностью и толку от таких занятий будет очень мало. Ученицы, которые хотят научится по взрослому! Не допустят, что бы мастер Вас плотно опекал в заключительной стадии обучения. Им интереснее делать ошибки, но самостоятельно! И ошибки исправлять чувствуя как постепенно приходит уверенность в себе.
Картинка-15.
Совет мастерам — учите своих подопечных заправлять автомобиль топливом, как вести себя на заправке, где находится в машине бензобак, на каждом автомобиле естественно по разному, покажите стрелку на щитке приборов возле указателя уровня топлива, она показывает с какой стороны находится бензобак в автомобиле. Как открывается пробка бензобака, открывается ли она изнутри, или снаружи. Затем очень важно, перед тем как открутить пробку бензобака, нужно коснуться руками крышки бензобака, что бы снять статическое электричество, часто если одежда синтетическая, от пальца и на крышку проскакивает мощная искра, а если проскочит в открытую горловину бензобака?! Затем покажите как нужно пользоваться заправочным «пистолетом», как защелкивать клавишу на нем, а лучше всего пистолет держать в руках регулируя подачу топлива. Был случай, в одной из автошкол, мастер пошел платить в кассу заправки, а курсантка осталась за рулем, ключ в замке зажигания.зажигания, как уж там получилось, или кто ей посигналил и она отъехала от колонки, или замерзла и сама завела двигатель, а машина была на передаче, в конечном итоге — ученица завела двигатель и отъехала от заправочной колонки и сорвала заправочный шланг, а это большой штраф и проблемы. На вопрос мастера, зачем она самостоятельно без разрешения мастера, завела двигатель? Она ответила: » А нечего было ключи в замке оставлять!» Поэтому — всегда забирайте ключи зажигания с собой, что бы предотвратить подобные случаи.
Учите как заправлять автомобиль ТОПЛИВОМ, хотя бы одно занятие посвятите этому очень важному для водителя делу.
Картинка-16. Едем как то с ученицей по улице Абая подъезжаем к перекрестку с улицей Леонида Беды, возле Наримановского рынка встаем за легковым автомобилем в левом ряду, на иномарке сзади установлен знак «У» но мастера нет, сама автоледи за рулем. Красный сигнал светофора, в правом ряду автобус и за нами выстраивается очередь потому что мы быстрее проедем логика понятна, и красный переходит на красный с желтым и автоледи включает левый поворот !!! Как говорится приехали, или как молодежь выражается «прикол»- без комментариев. Автобус проехал и вся очередь включила правый поворот стали перестраиваться НАПРАВО И! Что они подумают об этом водителе или вернее уже подумали. Вот я своей ученице наглядно показал — какие ляпы вытворяются на дорогах из-за не знания элементарной культуры вождения. Такие примеры на дорогах можно наблюдать ежедневно, как новичку — это внушить, если ему это никто не говорил, откуда он это будет это знать, кстати, в интернете таких вопросов нет, вот тебе и само и ОНЛАЙН подготовка.
Картинка-17. Ближе к окончании занятий, когда между мастером и учеником или ученицей налаживается духовный контакт, когда у ученика приходит какая то уверенность в управлении автомобилем и ученица — ученик, сам просчитывает варианты управления, а не ждет команды мастера. Это когда наступает второе дыхание — через 8-10 часов наезда, когда ученик не боится совершить ошибки и думает о порядке действий, что и куда нажать, а мозг направлен уже на управление автомобилем. Когда дорожная обстановка интенсивность движения позволяет и у некоторых учениц проскакивают ностальгические доверительные нотки в общении, что на самом деле совершенно нормально. Ну например, Андрей Иванович! Вот скоро конец занятий! Скоро экзамены, машина меня уже ждет и называется марка машины. Как я буду самостоятельно БЕЗ Вас ездить! Ну совет как ездить по городу мы уже писали. Или как я буду сама менять колесо на машине, ведь это так трудно! Я обычно отвечаю так -есть сотовый телефон! Звони мужу или еще кому и враз заменят! Как ставить запаску, как заменить колесо, у нас в школе практикуются занятия, когда вся группа выходит на улицу или в гараж зимой и вместе с мастером меняют колесо и ставят запаску. Бывает, что ученица сама просит мастера показать как менять колесо, потому что ей это придется делать самостоятельно, ,некому помочь, бывают такие жизненные обстоятельства. Так вот, я советую ученицам как нужно менять, вернее самой не менять колесо при движении в городских условиях. Этот опыт мне рассказала моя курсантка, которая училась у меня лет 10 назад. Где она этот приобрела или сама апробировала или где-то вычитала не могу сказать она сейчас ездит в Германии, говорит там ездить гораздо легче, чем у нас все по Правилам строго по полосам, аж скучно, но безопасно. Так вот, рассказ Светланы Т. «Замена колеса работа тяжелая и крайне грязная, поэтому ее и подобные дела и такие работы самой лучше не делать. Конечно если других вариантов нет, то нужно уметь и быть готовой ко всему, что мы — не женщины что ли… Делаем так: если наша машина еще в состоянии ехать, а это важно обнаружить прокол на ранней стадии, а не тогда когда колесо стоит на диске. Нужно доехать — потихонечку доползти до стратегически выгодной позиции. Ей является любое мало — узкое проезжее место, где машин много, а едут они медленно. Идеально подходят заправки, большие стоянки парковки перед торговыми центрами. На худой конец, подойдет выезд из двора. Добравшись до нужного места, поставьте там свою машину так, чтобы максимально перекрыть проезд. Имейте в виду — выезд всегда лучше въезда, потому что перегородив выезд вы создадите пробку внутри двора, парковки, а не на проезжей части улицы. Включите «аварийку» выйдите из машины, двери конечно лучше закрыть!. Откройте багажник там найдите запаску домкрат, баллонный ключ, возьмите в руки, что полегче — это наверное ключ! И встаньте или сядьте возле машины в скорбной позе, придав лицу максимально беспомощное выражение. Для убедительности образа можно совершить несколько движений, демонстрирующих ваши старания исправить положение. Вот увидите! Первый же мужчина, которому нужно будет выехать, а Вы его практически заперли, так или иначе окажет вам помощь. Скорее всего желающих вам помочь будет не ради Ваших прекрасных глаз — голубых или карих, сколько ради «свободы» чтобы побыстрее выехать. Возможно, Вам придется услышать несколько нелестных прямо скажем, слов ,не без этого, но это лучше чем самой с колесом возиться, и уж поверьте мне на слово, все проверено в деле.» Вот такой рассказ. В городе вообще чревато пробки устраивать, но на трассе- все средства — хороши. В общем возьмите на заметку — может пригодиться.
Вот так то ЛУЧШЕ во имя женского обаяния и ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
КАРТИНКА-18. 10 марта сего года мастер Виталий проводил практическое вождение по улицам с интенсивным движением на улице Тарана перекресток с улицей Чехова, двигались в правом ряду по направлению к вокзалу. Вдруг ученик громко так восклицает! Не понял, что это новые зеркальные знаки поставили! Мастер вроде сразу не сообразил, что это же зеркало! Пришлось ученику рассказывать что это зеркало и для чего оно служит, для улучшения обзора на перекрестке.
РЕПЛИКА 19. Из цикла говорят женщины. статья «Наша газета» конкурса «Я и моя машина» цитирую почти дословно! «Я спокойный водитель, раньше старалась ездить всегда по левой стороне, теперь хочу ездить по правой стороне, мне уступают дорогу, я спокойна! Ведь она главнее!» Это как такое может быть? Где она училась и что она хотела сказать? Это все издержки современного обучения не научили как отличать полосу от стороны движения! Как она ездит наверное ей все уступают дорогу. Независимо по какой полосе и стороне движения она едет, и это хоть радует. В данном примере все сплелось и женская логика и результаты обучения. Короче так читайте наши газеты.
Надеюсь эти записки опытного мастера Вам несомненно помогут в вашей повседневной автомобильной жизни. Как Вы думаете стоит ее издать отдельной брошюрой?