Что такое «Критическая ситуация»?
В современных, экономических условиях, автомобиль стал намного доступнее ,в смысле выбора, как говорил в романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок», организатор митинга в одном из сел на Новозайцевском тракте: «Автомобиль не роскошь – а средство передвижения». Выбрать и купить можно любой автомобиль, практически любой марки если сильно захотеть, если не на Родине то в РФ. Все, что душе угодно, были бы средства. Автомобильные салоны заполнены, даже переполнены. У кого есть средства и возможности, конечно, давно имеют и автомобили, а у кого наличных нет, берут кредиты. В рыночных отношениях беда такая, товар есть, у большинства народа — денег нет, в условиях развитого социализма была другая крайность, деньги у людей были, а купить на них было нечего, все по записи и по талонам. Вот объединить бы эти две системы, что бы и деньги были, и был товар, на что заработанные деньги можно было потратить.
Но это не тема нашей статьи, мы о автомобиле и безопасности дорожного движения.
В Казахстане на тысячу человек приходится 252 авто, сообщает Tengrinews.kz. Такие данные привел в ходе 3 форума машиностроителей Казахстана директор направления консультационных услуг в автомобильной и логистической отраслях Pricewaterhouse Coopers Казахстан Шалкар Нуртлеуов. Парк легковых машин в Казахстане составляет 4.4 миллиона единиц. Темпы роста количества автомобилей опережают темпы роста населения. Сейчас в Казахстане на тысячу человек приходится 252 автомобиля. По сравнению в РФ на начало 2018 года на 1000 россиян приходится 293 машины. Увеличился парк подержанных машин, что дает возможность купить первый легковой автомобиль в пределах 1000-1500 долларов или 380 — 450 тысяч тенге. Правда, это будет автомобиль низкого качества, но что Вы хотите от автомобиля 20 лет от роду? Хотите новую, идите в автосалон и выбирайте автомобиль по душе и по совету родных и друзей. Исходя из вышеперечисленного значит, — что в ближайшее время за руль сядут тысячи новых водителей, людей достаточно культурных с образовательной точки зрения, но! Обладающих малым опытом и навыками вождения. К этому ведет система оценки водительского мастерства на практических экзаменах, по получению водительских прав в автоЦОНах. Как Вы знаете, кандидаты в водители сдают экзамены только на закрытой площадке без выезда в город и по результату «фигурного» вождения на площадке, если кандидат в водители получил менее 100 штрафных баллов, он получает заветное водительское удостоверение.
Можно ли реально оценить мастерство и навыки вождения кандидата будущего водителя? И тот факт, что он после экзамена выедет на улицы города и будет безопасным водителем? Конечно, нет. Если ученик, кандидат в водители может отлично ездить на закрытой площадке от транспортного городского потока, то можно сделать вывод, что он готов для практического вождения на прилегающей территории, в том числе АЗС и на парковках и стоянках. Но об оценке мастерства водителя по экзаменам на закрытой площадке мы поговорим в отдельной статье. следите за публикациями.
Цель нашей статьи заключается в том, чтобы выработать стереотип правильного управления автомобилем не только в обычных и сложных, но и в критических ситуациях, возникающих на дорогах с водителями транспортных средств и другими пользователями дорог. (участниками дорожного движения). Разберем понятия простых, сложных и особенно критических ситуаций. Прежде чем говорить об оценке сложности управления, необходимо понять, какой основной принцип выбора режима движения должен выполняться на дорогах. По глубокому убеждению он должен быть сформулирован так: каждому пользователю дорог, участнику дорожного движения необходимо выработать такую тактику поведения на дороге, которая предопределяла бы изменение режима движения, (а это изменение направление движения и скорость) только в целях стратегии. Езда не должна быть беспорядочной, она должна быть выразительной, то есть, предсказуемой. Если Вы ездите по одному, определенному маршруту несколько лет, то в идеале. Ваше движение должно напоминать четкий режим работы водителей автобусов, троллейбусов, трамваев. Я имею ввиду лучшие примеры качественного, безопасного движения водителей маршрутных автобусов, которые много лет работают на одном маршруте, соблюдая график движения. А это много стоит. Так как приходится управлять большегрузным, длинномерным маршрутным транспортным средством в плотном транспортном потоке, в условиях пробок, и когда наши водители не хотят уступать дорогу автобусам, отъезжающим от обозначенных автобусных остановок. Опытные водители строят свою тактику движения таким образом, чтобы из-за них никто не начинал резко тормозить, разгоняться или круто менять направление движения. Говоря юридическим языком водитель не должен создавать опасность для движения. Это основной закон взаимоотношения на дорогах. Что такое опасность для движения?
Опасность для движения — ситуация возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия. Моментом возникновения опасности для движения следует считать момент, когда водитель ее обнаружил, либо момент, когда он мог и должен был предвидеть возможность ее возникновения. Следует учитывать, что речь идет об опасности, которую водитель в состоянии обнаружить с учетом конкретных условий движения.
ОПАСНОСТЬ для движения может представлять какой-нибудь предмет на дороге, например, выпавший груз, незакрытый люк колодца, пешеход, Автомобиль – из-за нарушения Правил его водителем, из этого следует, если автомобиль создал опасность для движения другому водителю, внезапно перестроившись перед ним нарушив тем самым пункт-8.5. ПДД РК. Или резко затормозив без необходимости п.-10.4.5. ПДД РК. То водитель, создавший опасность для движения, нарушил Правила. Ситуация дорожно-транспортного происшествия (ДТП) в комментариях не нуждается, так как это в любом случае ошибка одно или нескольких человек, проще говоря «человеческий фактор» именно он первопричина всех бед. Водитель при ремонте автомобиля поставил дефектную деталь, или не проверил техническое состояние своего автомобиля перед выездом и у него отказали тормоза. Или водитель на дороге он был чрезмерно агрессивен, или не внимателен по причине утомления, или небрежен в управлении (держал руль одной рукой) разговаривая по сотовому телефону или принимая пищу, кушая на ходу.
Не вдаваясь пока в «теорию» возникновения критических ситуаций, попробуем сначала рассмотреть свободные и сложные условия управления автомобилем, а затем и критические ситуации. Свободные условия – это когда вам никто и ничто не мешает, и Вы никому не доставляете неудобств и стеснений другим водителям.
Сложные условия создаются тогда, когда вам и другим водителям приходится тормозить и маневрировать чаще, чем обычно. Например, на нерегулируемом перекрестке, в часы «пик» когда каждый водитель старается первым проехать перекресток, игнорируя знаки приоритета, и когда в сложившейся ситуации есть только один выход, чтобы избежать аварии (ДТП).
Таким образом, критической ситуацией следует считать условия, в которых имеется предельная и только единственная возможность выхода из них без дорожно-транспортного происшествия. Выйти из критической ситуации можно, если определить единственно правильную последовательность действий с учетом дефицита времени и развития событий на дороге;
Важно уметь наладить цикл восприятия и спрогнозировать положение и другие характеристики режима движения транспортных средств и пешеходов в данный (и единственно возможный), временный интервал.
В противном случае критическая ситуация переходит в инцидент, последствия которого трагичны. Свободные , сложные условия и критические ситуации могут сосуществовать почти в одно и тоже время.
ПРИМЕР-1. Пустое шоссе, хорошие дорожные условия, автомобилей нет, высокая скорость. И вдруг закругление дороги – крутой поворот. Сразу войти в поворот после движения по прямой – это и есть сложные условия движения.
В чем здесь сложность дорожной ситуации показанной на рисунке? Закрытый крутой правый поворот практически под 180 градусов ,при движении на повороте нужно так выбрать скорость движения, чтобы избежать заноса и выезда автомобиля на полосу встречного движения.
Справились с этим испытанием, вписались в поворот, но со скоростью большей, чем с той, с которой бы вы могли безопасно проехать этот поворот без заноса. И вот, наступила критическая ситуация- сила инерции, которая приложена к точке, которая называется центром тяжести, и действует по радиусу в сторону противоположную повороту, становится больше сил сцепления колес с дорогой, и автомобиль с визгом шин сносит с дороги на обочину, и там, как правило, опрокидывание. Посмотрите крутые повороты на растоянии 22 километров прекрасной лесной дороги «Щучинск» — «Боровое» с противоположной стороны поворотов стоят сосны с ободранной корой и со следами краски тех автомобилей водители которых, не вписались в поворот и это летом на сухом асфальте!
И возможны более печальные последствия а именно воспламенение автомобиля пожар, а горит автомобиль не более 5 минут. А если водитель и пассажиры не были ремнями безопасности, их может выбросить через лобовое стекло, через разбитые боковые стекла или открывшиеся двери – а это почти стопроцентная гибель.
Так как же распознать симптомы надвигающейся критической ситуации? Многие водители после того, как случилось ДТП, говорят, что все произошло мгновенно, внезапно, неожиданно, вдруг! Как в нашем примере с крутым поворотом дороги. Это совсем или далеко не так! Как грома среди ясного неба ДТП не бывает. Перед грозой обычно появляются тучи. Так и у критических ситуаций имеются свои «тучи» предпосылки к аварии, признаки нарастающей опасности. В случае с поворотом. если дорога не просматривается дальше 300 метров скрывается за правым поворотом или за левым — это сигнал для водителя. что он должен снижать скорость и входить в поворот, чтобы автомобиль не занесло, а уж эту скорость когда автомобиль срывается в занос каждый водитель знает.
Процесс перехода от простых ситуаций в свободных условиях к дорожно-транспортному происшествию непрерывен и обязательно проходит через все стадии – сложные и критические. Другое дело, что водитель может и не заметить все стадии, пропустить из-за невнимательности, признаки характеризующие переход от одной стадии к другой и воспринять лишь третью, последнюю, сочтя, что именно она появилась внезапно.
Кроме того, в процессе оценки ситуации, принятия решения и действия существует запаздывание, величина которого при высоких темпах изменения ситуации не позволяет водителю оценить этот процесс перехода.
Водитель должен действовать пот формуле:
*внимательность
*наблюдательность
*предусмотрительность.
Прогноз, предвидение, решительность. И при всем этом осторожность, аккуратность и гуманность.
Водитель должен быть осмотрительным и в любой момент быть готов к неожиданностям.
Еще раз процитирую правило: «Водитель должен смотреть, видеть и предвидеть».
Вероятность попадания водителя в происшествие во многом зависит от способности его предвидеть, прогнозировать развитие дорожной ситуации, в связи с этим приобретают особую важность следующие аспекты:
*осознание объективной логики развития дорожной ситуации;
*отработанность логики собственного поведения. От понятия и осознания объективной логики развития ситуации водителем-зависит правильность оценки и своевременность действий водителя. Логика же собственного поведения определяет правильность его действий. Очень важно знать, чтобы эта логика этих действий была понятна другим водителям и пешеходам, от пассажиров транспортного средства ничего не зависит.
Удивляет тот факт, что молодые водители время реакции которых , составляет 0.25 секунды, попадают в опасные ситуации переросшие в ДТП чаще, чем пожилые водители у которых время реакции в 4 раза больше — 1 секунда.
ВРЕМЯ РЕАКЦИИ ВОДИТЕЛЯ — ЭТО ВРЕМЯ С МОМЕНТА ОБНАРУЖЕНИЯ ВОДИТЕЛЕМ ОПАСНОСТИ, ДО КОНКРЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Нажатие на педаль тормоза, например.
Это объясняется тем, что основное значение имеет не время реакции на возникшую опасность, (это уже последняя стадия предупреждения ДТП), а способность водителя предотвратить или предугадать создание таковой. А для этого нужен опыт — умение правильно предсказывать развитие ситуации и определить начало ее усложнения.
ПРИМЕР-2: В движетесь в жилой зоне вдруг из кустов на проезжую часть вылетает детский мяч! Типично, кто скажет Да! Кто-то наоборот скажет Нет конечно, как это мяч и на дороге он должен быть на детской площадке! Так мы же задали задачку, что Вы едете в жилой зоне в которой как правило, есть детские спортивные площадки, футбольные, хоккейные корты, волейбольные поля, не знаю в нашем дворе на улице Гашека отличная детская площадка. Так вот, задача была на логику, раз влетел на дорогу детский футбольный или волейбольный мяч, значит, за ним обязательно должен выскочить ребенок, которого послали за этим мячом, а посылают за мячиком кого? Правильно, самого молодого в команде, который наивно думает, что кроме них во дворе никого нет, тем более машин. И если скорость автомобиля будет более 20 км/час, наезда избежать будет достаточно трудно.
ПРИМЕР- 3. Легковой автомобиль движется по загородной дороге, в салоне за рулем молодой водитель стаж вождения около года и пассажир на переднем правом сиденье опытный водитель стаж боле 20 лет. Движение согласно правилам с разрешенной максимальной скоростью. Впереди двигался грузовой автомобиль марки ГАЗЕЛЬ на расстоянии примерно 300 метров, который начал замедлять движение, притормаживать и наконец остановился, почти съехав на обочину. Стоит 2, 4, 7 секунд. Легковой автомобиль стремительно приближается, пассажир оценивая ситуацию советует водителю «Возьми левей» «Да что вы, отвечает водитель, сидящий за рулем, проскочим.». Пассажир стал готовится к возможному удару своего автомобиля об грузовик, так как если откроется водительская дверь грузовика, она как раз находилась на уровне головы пассажира. Но водитель видимо приняв во внимание совет наставника, делает маневр объезда Газели, до которой осталось уже 10-15 метров, и стоявшей уже 10-12 секунд. И вдруг… только фары поравнялись с задним бортом грузовика, резко открывается водительская дверь. Если бы водитель не принял левее не обошлось бы без пострадавших. Наставник остался доволен, что все обошлось и начинающий водитель чему то научился, после проезда «внешне безопасного» автомобиля он еще долго допытывался, как это удалось точно предугадать действия водителя грузовика. А в этом не было ничего необычного. Ход рассуждений был следующим, если автомобиль остановился, значит из него кто-то должен выйти. В правую дверь никто не выходит. неудобно потому что. Значит водитель решил отдохнуть и подкрепиться, поэтому пока застегивался искал шапку собирал документы, деньги и.т.п., поэтому и прошло несколько секунд, прежде чем открылась коварная дверь.
ПРИМЕР-4. Этот случай произошел. когда у меня был мой первый автомобиль — красная Жигули 2103 кстати, очень хорошая машина для своего времени, по моему мнению самая удачная модель жигулей. Так вот, стою я на перекрестке улицы Карбышева (тогда она так называлась) на КСК дело было в ноябре, дорога голый лед, машины бъются нещадно, причем в основном попутные столкновения перед в заднюю часть автомобиля, стою на красный сигнал светофора и смотрю в салоне в зеркало заднего вида, чуть не сказал что в зеркало видного зада, и вижу как на скорости, виляя из стороны в сторону, на меня несется на тормозах — юзом грузовик ЗИЛ ММЗ- 555 самосвал, был такой очень популярный грузовик в советское время, как сейчас помню, мигает мне фарами и сигналит! Мол не могу остановиться убегай, если успеешь. Я включил первую передачу, еще бы несется на тебя такая громадина и успел проехать вперед метров на 10 пока Зил не остановился. А остановился он в аккурат на том месте, где стояла моя «тройка». Представьте, какой силы был бы удар! Если бы я не отъехал. Трудно себе представить, жигули бы точно не подлежали восстановлению, а водитель то бишь я, тоже под вопросом, так как от удара такой силы голова резко отбрасывается назад и как следствие ломаются шейные позвонки. Водитель грузовика вышел из автомобиля весь красный видно сильно перенервничал , пожал руку спасибо, что помог отъехал а то последствия были бы очень плачевные. Этот пример показывает, что за рулем никогда не надо расслабляться, тем боле что дорога скользкая и опасности нужно ждать со всех сторон смотреть в зеркала заднего вида и быть готовым принять меры особенно если стоите перед перекрестком на скользкой накатанной дороге, для того чтобы избежать аварии.
ПРИМЕР-5.А это при мер уже из современных реалий.Вечером еду на автомобиле с дачи и на «Т» образном перекрестке улицы Абая поворачиваю на улицу Ворошилова, впереди меня один автомобиль, позади меня буквально на хвосте движется еще один автомобиль и так колонна из трех автомобилей ехали от остановки Астыкжан. Первый автомобиль начал поворачивать направо и вдруг резко остановился так как слева направо заканчивал переходить дорогу пешеход, я видел эту ситуацию и то, что сзади от меня в трех метрах двигался автомобиль я не стал тормозить так как неминуемо бы получил удар в заднюю часть автомобиля, тем кто сидел у меня на хвосте, обычно так и случаются попутные столкновения как раз и по подобной схеме. Третий автомобиль не видел всей ситуации и пешехода не видел и двигаясь с такой минимальной дистанцией. был абсолютно уверен в том. что вся колонна на такой же скорости повернет на перекрестке без помех. Так вот я смотрел в зеркало заднего вида не прибегая к торможению объел затормозивший автомобиль слева, благо ширина дороги позволяла и ни пешеходов ни встречных машин не было, третий автомобиль успел затормозить перед тем кто пропускал пешехода, буквально в метре. Этот пример показывает, что наблюдаю всю дорожную обстановку вокруг автомобиля особенно позади себя можно предвидеть развитие критических ситуаций и приняв правильное решение выйти из сложившейся обстановки без потерь и тем более аварий.
При таких авариях помогают подголовники, которые не дают голове резко откидываться назад, подголовники как и ремни безопасности, это средства пассивной безопасности и нельзя ими пренебрегать, при наличии ремней безопасности, всегда пристегиваться и при технической конструкции транспортного средства предусматривающей подголовники ни когда их не снимать, не относится к ним как ненужным причиндалам они спасли жизнь сотнями, сотням людей.
А то может быть так, а возможно еще хуже.
Опытные водители знают, что летом их коллеги и пассажиры «выскакивают» из дверей автомобиля очень быстро — почти одновременно с остановкой, а осенью и зимой этот процесс, естественно затягивается.
Почему я так это подробно объясняю, предпосылки, первопричины приведшие к аварии, что бы преподаватели в автошколах на уроках по Правилам и безопасности дорожного движения при рассказе определенной темы привязывали данные примеры и примеры из собственной практики, чтобы у учеников в памяти, как я говорю, в мозгу на (жестком диске) что то осталось и при движении в реальных дорожных условиях, в аналогичных случаях, это явно может высветится и возможно, пригодится.
Некоторые дорожные происшествия происходят из-за того, что водители плохо или совсем не чувствуют габариты своего автомобиля и как он ведет себя на плоскости дороги и по какому радиусу проходят его передние и задние колеса, а также крайние точки кузова. Особенно это касается длинномерных грузовиков и грузовиков с прицепами. Подчеркиваю у неопытных, начинающих водителей. Опытные водители дальнобойщики показывают чудеса вождения на своих автомобилях, так как наматывают сотни тысяч километров на своих автомобилях и поэтому очень тонко чувствуют их габариты загоняют фуру задним ходом в гараж с 15 см габаритами по ширине.
На фото вверху, грузовик и легковой автомобиль двигались по «Кольцу»по двухполосному перекрестку с круговым движением, грузовик по правой полосе легковой автомобиль в левом ряду. И водитель грузовика не учел габариты своего автомобиля, не убедился в безопасности при повороте налево не оставил безопасный боковой интервал и видимо забыл или не знал, что при смене полосы его тягач уже вышел на наружную траекторию, прицеп же только завершал маневр в результате грузовик прицепом прижал легковушку к бордюру. Ссылки на то, что легковой автомобиль был в мертвой зоне, не выдерживают никакой критики. На то ты и водитель большегрузного автомобиля, чтобы следить за тем, чтобы никто не оказался в мертвой зоне на то у тебя и зеркала заднего вида по два зеркала на каждую сторону, нужно смотреть в ту сторону куда крутим руль, вначале смотреть, а потом только крутить, а не наооборот.
Какой прекрасный обзор! Посмотри в нижнее зеркало и вся левая сторона автомобиля вплоть до колес прекрасна видна.Такие критические ситуации создаются только людьми которые не заставляют себя подумать о статических и динамических габаритах автомобиля (неподвижного и подвижного). опытный водитель, водитель начав работать на автомобиле другой марки или как говорят пересев на другую машину с другими габаритами. Должен к нему привыкнуть обязательно попробовать покататься на закрытой площадке, гаражу, установить на площадке, стойки, конусы, которые применяются при дорожных работах, или просто положить на асфальт автомобильные бэ ушные, баллоны и потренироваться проходить повороты, направо налево, естественно не задевая ограничителей. Если автомобиль по длине больше предыдущего вашего автомобиля, нужно почувствовать по какой новой для Вас траектории идут задние колеса при повороте,чем больше база тем дальше нужно выезжать на пересечение проезжих проезжих частей в прямом направлении прежде, чем вращать рулевое колесо. При поворотах на 90 градусов на длинномерных транспортных средствах когда нет возможности далеко выезжать на середину дороги целесообразно поворачивать со смещением на соседнюю полосу частично или полностью соблюдая при этом пункт 8.8 ПДД Р.К. 8.7. РФ. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот на перекрестке и вне его или разворот на перекрестке с соблюдением требований пункта- 8.8 ПДД Правил, допускается сместится частично, а при необходимости и полностью на соседнюю полосу при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.
С ростом профессионально мастерства в ходе постоянного контакта с различными комбинациями дорожных ситуаций у водителя развивается определенный уровень логистических связей. Виды дорожно-транспортных ситуаций многообразны по форме по количеству участников и по времени развития. Также многообразна и логика поведения водителя. которая может обеспечить уровень необходимой безопасности. Дать рецепты на все случаи жизни невозможно. Поэтому главное — научит водителя думать при управлении автомобилем развивать логические цепочки предугадывать, что за чем стоит, и как развивается процесс движения в нормальной. безопасной обстановке и как она может перерасти в опасную, а затем критическую.
Важно научить и отучать будущего водителя с первых водительских шагов не допускать вредных привычек, потому что именно вредные привычки лучше запоминаются и быстро прилипают и от них трудно будет отвыкнуть. Например управлять автомобилем одной рукой!
Особенно неприятно видеть как этим грешат начинающие автоледи, что они начинающие видно издалека по манере езды, движутся медленнее потока включают поворот одновременно с маневром занимают полосу так, что ее трудно объехать и управляют одной рукой в другой сотовый телефон. За рулем один сезон наезд 5000 км, считает, что уже все умеет и обладает навыками вождения!? Это глубоко ошибочное опасное мнение и самообман. Считать, что человек что то — умеет и относительно безопасным можно считать если он наездил 100000 и более километров. Наездить их можно за два года, если ездить постоянно и на дальние расстояния причем зимой и летом. Можно за три года. при условии, что ездить каждый день. Можно и за десять лет если в год наезжать по 10000 километров это езда не каждый день на дачу и обратно. Почему дамам опасно держать рулевое колесо одной рукой? Да потому что они физиологически и физически слабее и при наезде передним колесом на камень, в выбоину, колею женщина не сможет удержать руль и автомобиль потеряет управление, а там как повезет или в столб, или в другой автомобиль или на обочину.
Ну а телефон в руке или у уха это самое распространенное явление за рулем этим грешат и дамы и юноши, одинаково, но в основном молодые водители 18, 25. 30 лет. Модно что ли это стало , непонятно.
И еще такой пример, на трассе скорости большие свыше 100 километров в час, догоняет такой водитель попутно движущийся автомобиль микроавтобус, малотоннажный грузовик, у которого обзор только по зеркалам заднего вида по бокам автомобиля, садится ему на «хвост»такой водитель, и продолжает ехать с такой же большой скоростью, с дистанцией 5, 6, метров.между автомобилями. Был у меня разговор с таким водителем, говорю, а если он. водитель за кем ты прилип! Тормознет перед кочкой, например! Мама не успеешь сказать как влетишь ему в «зад» на такой скорости! При скорости 100 км/час автомобиль за одну секунду проходит 27.7 метра, 5 метров автомобиль пройдет за 0.18 секунды спрашивается зачем на такой скорости двигаться на такой дистанции? На что водитель ответил, я всегда так езжу!.
Можно выделить пять этапов формирования водительского мастерства:
* Каждый, кто хочет стать опытным, максимально безопасным водителем, прежде всего должен научиться понимать все тонкости управления механической системой автомобиля;
*Освоив безопасные методы вождения в свободных условиях, такой водитель начинает учиться определять. то что могут совершить другие водители на дорогах;
*После освоения второго этапа опытный водитель учится тому, как экономичнее определить те или иные опасности опасности на дороге. в результате он затрачивает на отыскание опасных признаков в дорожных условиях минимум психической энергии, тратя остальную часть на более производительные цели;
*На данном этапе водитель учится думать за других участников движения. проигрывая огромное количество вариантов не только за себя. но и за них;
*И наконец, самый важный этап — водитель учится решать и за себя и за других пользователей дорог. И если на на предыдущем этапе он только наблюдал за дорожной обстановкой. предугадывая ее развитие. то теперь он активно влияет на повышение безопасности движения.
Если вы научились в каждой конкретной ситуации выбирать наилучшие решения, расположив их и в пространстве и во времени, привязав, естественно, к дороге и условиям на ней, то это свидетельствует о высокой квалификации.
Что же формирует водителя? Сюда входит многое. Такие качества. как опыт и мастерство, придут только со временем. Но другие, что очень важно. должны быть в нем с самого начала. К ним следует отнести чувство ответственности за безопасность других людей. способность сосредоточится на управлении автомобилем. выдержку и восприимчивость к информации. Не всякий от рождения наделен такими качествами, как терпение.выдержкой или способностью надолго сосредоточится. Но! Каждый водитель должен заставить себя выработать эти качества как можно быстрее. И так, о чертах характера настоящего водителя.
КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ (собранность) — одно из главных по значению при управлении автомобилем. Водитель должен быть постоянно сосредоточенным при современном напряженном движении с его быстротой и опасностью. Стоит на миг отвлечься — и риск ошибки многократно возрастает. А ошибка ведет к ДТП. Если Вы устали, нездоровы или думаете о чем то другом, то ваша реакция замедляется. Тогда лучше не садится за руль, а если все же надо ехать.то особо учтите то обстоятельство, что Ваша реакция больше нормы и это надо компенсировать вниманием за дорогой.
ПРЕДВИДЕНИЕ (готовность). Концентрация внимания помогает быть наготове, тоесть действовать как и другие водители, быть готовым изменить курс или ход, как требуется. Это можно связать с автоматизмом движения у любого человека. Опыт и автоматизм действий позволяет вам не попадать в критическую ситуацию.
ВЫДЕРЖКА. Очень легко выйти из себя, например попав в затор или видя, как другой водитель поступает неверно. но тогда у вас повышается риск самому попасть в критическую ситуацию. которая может перерасти в ДТП. Никогда не поддавайтесь азарту и духу гонок. Видя неразумные поступки других участников движения, никогда сами не теряйте благоразумия. Не пытайтесь их проучить, наказать. Лучшим уроком будет ваш хороший пример поведения на дороге.
УВЕРЕННОСТЬ. Новичок, понятно, сначала в себе не уверен, он боится совершить ошибки в управлении автомобилем, так как недостаточно еще освоил манипуляцию действий по владению рулевым колесом педалями, но по мере улучшения навыков боязнь проходит, водитель приобретает навыки и совершает меньше ошибок. Но хороший водитель не должен быть и самоуверенным. что ведет к беспечности к риску и, как следствие к ДТП.
ОШИБКИ ВОДИТЕЛЕЙ И КАК ОНИ ВЛИЯЮТ НА РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ.
Мне часто приходилось наблюдать как неопытные водители в присутствии посторонних в автомобиле, ведут себя за рулем, всем своим видом показывая, что он просто супер опытный водитель и сам «черт» ему не брат. Управляют автомобилем одной рукой, а вторую руку держат на рычаге переключения передач, на вопрос: «зачем держать руку на рычаге переключения передач? Рычаг и так никуда не денется. Нет! Он бравирует тем, что только «лохи» управляют автомобилем двумя руками а «профи» вроде него, могут вполне надежно управлять автомобилем одной рукой. Часто водитель новичок, прикуривая от зажигалки начинает смотреть на нее с того момента как вынимает ее из бардачка или из кармана. И это не говоря о том, что смотрит на нее в момент поднесения к сигарете, вероятно чтобы не обжечь кончик носа. Посмотрите как это делают настоящие мастера, а не показушные, они все это делают ни на секунду не отвлекаясь от дороги, на ощупь достают зажигалку зная где ее постоянное место под рукой, где ее удобно достать, также прикуривая не отрывая взгляд от дороги. Отвлечься от наблюдения за дорогой на такой большой промежуток времени небезопасно. Нескольких секунд не наблюдения за дорогой достаточно, чтобы попасть в ДТП. Напомню при скорости 100 км/час автомобиль за одну секунду проходит 28 метров. а если водитель доставал зажигалку из перчаточного ящика прикуривал и не смотрел на дорогу, то это минимум 3 — 4 секунды, сколько метров пройдет автомобиль за это время и как может изменится ситуация если всего 3 (три) секунды водитель не смотрел на дорогу, то это 84 метра. Еще один неприятный момент возникает у курящего водителя, если пепел от сигареты упадет на колени или на сиденье, а водитель начинает стряхивать его, не глядя на дорогу. Или как водитель пользуется музыкальными центрами, магнитофонами я не имею ввиду новейшие автомобили не наших марок у которых все кнопки управления музыкой выведены на рулевое колесо. Я беру средне статический автомобиль нашей марки, так вот водитель открывает бардачок начинает там копошится ища коробку с дисками, нашел! Начинает выбирать какой диск поставить, затем ставит включает практически отвлекаясь от управления.
Заболтался, замечтался, заинтересовался чем надо, заговорился… в общем потерял ориентировку по времени, а когда настала пора действовать. а действовать нужно быстро, а времени, то и не осталось, отсчет идет на доли секунды и метры, которых на дороге как правило и не хватает.
В современной речи все чаще применяется слово «Алгоритм» и мы предлагаем вам выработать свой алгоритм — алгоритм хорошего безопасного водителя. Но вначале объясним понятие термина алгоритм. Это порядок, четко выверенных действий и последовательность выполнения различных операций и решения задач при достижении определенной цели.
Цель водителя заключается в доставке грузов пассажиров или перемещение своей собственной персоны с наибольшей безопасностью, экономичностью и удобством, я бы добавил с наименьшими затратами по этому перемещению, а это последний фактор зависит от правильного выбора автомобиля для пользования и эксплуатации. Исходя из этих задач и должен составлять свой алгоритм водитель. Одной из важнейших составляющих алгоритма безопасности является правильное выполнение всех маневров в определенной последовательности. Любому маневру должны предшествовать следующие операции.
*Осмотреть пространство впереди, сбоку автомобиля а также сзади через зеркала заднего вида в салоне, а также левое и правое зеркало.
*Убедившись, что в зоне влияния вашего автомобиля помех нет и что при выполнении маневра их не возникнет ни у вас ни у других участников движения можно включить сигнал поворота;
затем спустя 5 секунд снова осмотреть пространство вокруг автомобиля.
*Окончательно убедившись в отсутствии помех начать выполнение маневра.
*Маневр должен быть четким рельефным (не размазанным, не растянутым) и должен быть закончен в оптимальный срок.
*Закончив маневр выключить сигнал поворота и снова осмотреть пространство вокруг автомобиля.
*Желательно все время контролировать пространство вокруг автомобиля замыкая цикл осмотра на зеркале заднего вида каждые 15-20 секунд.
Если Вы поворачиваете налево смотрите в строну поворота, но боковым периферийным зрением контролировать обстановку впереди автомобиля обстановка может изменится в любую секунду. Если вы будете четко придерживаться данного алгоритма, мы гарантируем вам езду без неприятных неожиданностей, в таком случае поездка будет боле надежной против опасностей на дороге.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР — ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ В ВОЗНИКНОВЕНИИ КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ.
Водитель для управления автомобилем использует управляемые колеса. Поэтому нельзя допускать чтобы они перестали вращаться при движении автомобиля (блокировка и как следствие — юз).- это когда между колесом и дорогой возникает трение скольжения. Опытные водители никогда при торможении не будут доводить чтобы колеса срывались на юз, для помощи водителю в этом вопросе в конструкции автомобиля придуманы и на многих автомобилях даже установлены хитроумные электронные системы АВС- (антиблокировочная система тормозов), самая простая в этом перечне, их основная функция контролировать действия водителя когда он прибегает к торможению, если он превысил силу нажатия на тормозную педаль снижать давление в системе тормозов и как бы «отбивать» педаль тормоза. Но даже самые умные электронные системы не спасут невежду любую машину можно сорвать в занос, с которым не справиться никакая электроника , а неумелый водитель за рулем и подавно. Дело в том, что определяющим фактором является сцепление шины с дорожным покрытием. Когда это сцепление пропадает никакие силы не смогут контролировать поведение машины. Значит, главное для любого водителя — всегда безошибочно определять качество сцепления шин с дорогой. Особенно это опасно когда водитель должен объехать препятствие на дороге, вначале тормозит, а потом применяет маневр объезда так называемый «вилек». Вот тут мы приводим правило я бы сказал АКСИОМУ, опытные водители это правило знают из своего опыта у кого как, но у многих из печального опыта.
Цитирую: «Управляемые колеса всегда управляемые водителем, но не всегда управляющие для автомобиля» Когда они вращаются даже с замедлением, они являются управляющими для автомобиля, но когда они блокируются, то они уже не управляют автомобилем. Пример автомобиль движется на большой скорости на пути движения крутой поворот, водитель это поздно заметил и чтобы вписаться в поворот он резко нажал на педаль тормоза «до пола» колеса заблокировались и автомобиль на повернутых в сторону поворота управляемых колесах продолжал двигаться ПРЯМО! И там уже зависит от поворота, если он ЛЕВЫЙ, то автомобиль выбросит в кювет.
А если поворот ПРАВЫЙ! То на сторону встречного движения, а там, как правило, лобовое столкновение. Многие думают, что это может произойти только зимой, а нет Вы не правы это случается и летом и как это ни странно чаще чем зимой.
Зимой дорога скользкая и большинство водителей все таки снижают скорость соблюдают осторожность. А летом, дорогая сухая вроде не скользкая. как думают такие водители и поэтому давят на педаль газа двигаясь на максимальных скоростях теряя чувство осторожности и самосохранения. Как в нашем примере приведенном выше на дороге был рассыпан песок, а это лед зимой, песчинки являются микроскопическими шариками, попадая между колесом и дорогой они вращаются играя роль подшипников тем самым значительно снижают сцепление колес с дорогой и автомобиль становится НЕУПРАВЛЯЕМЫМ.
На рисунке вверху темный автомобиль слева не оборудован антиблокировочной системой тормозов поэтому при торможении колеса заблокировались, сорвались на юз и автомобиль с вывернутыми управляемыми колесами вправо продолжал двигаться прямо и сбивает препятствие. Белый мерседес оборудован системой ABS при торможении управляемые колеса продолжали вращаться и автомобиль оставался управляемым, результат автомобиль объехал препятствие .
Управление автомобилем в заносе, в управляемом заносе обучают на курсах экстремального вождения, есть такие школы в крупных городах в Москве например.. Я знаю такого опытного мастера наставника. это Александр Каминский выпускник физического факультета МГУ имени Ломоносова, кандидат физико математических наук. Основатель Kaminsky Driving Academy, в которой собрал и обобщил лучший опыт российских и зарубежных школ водительского мастерства. Разработал собственную методику обучения водителей разной квалификации от начинающих до автогонщиков. В таких школах обучаются люди имеющие водительские права и обладающие небольшим но каким то опытом вождения автомобиля и желающие улучшить этот опыт получить навыки вождения при попадании автомобиля в критические ситуации, например при возникновении заноса автомобиля. Водитель не должен пугаться, а действовать по заранее отработанной схеме, как действовать рулевым колесом педалями и.т.д. тренироваться на дороге пока никого нет. не советую. Сейчас нет. но через несколько минут может появиться автомобиль и до аварии недалеко. Кто хочет потренироваться первое главное условие — это выбор мастера практического обучения вождению с надлежащим исправным современным учебным автомобилем.Выбрать асфальтированную площадку закрытую от автомобильного движения провести такое упражнение: при прямолинейном движении довести колеса до юза — автомобиль будет продолжать с визгом двигаться прямолинейно. Потом немного повернуть руль. Направление движения не изменится. Но стоит только разблокировать колеса (отпустить педаль тормоза), как автомобиль тут же сделает рыскающее движение в сторону поворота колес. Значит автомобиль может быть управляемым только в том случае, когда управляющие (передние) колеса вращаются. Вывод «юз» управляемых колес особенно опасен на криволинейных участках, да и на прямолинейных мы не советуем к нему прибегать. При движении по кривой автомобиль будет идти прямолинейно на обочину или навстречу другим машинам в зависимости от того, движется ли он по внешней или по внутренней полосе. Автомобиль при юзе может идти любым боком, передом, задом но только прямолинейно. Задача водителя выровнять автомобиль стабилизировать автомобиль вдоль дороги, хоть передом хоть задом но вдоль дороги а никак не поперек — это важно. К великому сожалению многие водители особенно без опыта в критических ситуациях в том числе при заносе автомобиля первое что делают это жмут на тормоз до упора и не отпускают его пока автомобиль не остановится либо в кювете., что лучший вариант, либо при помощи столба, дорожного ограждения или при» помощи » другого автомобиля.Как показывает опыт, у некоторых водителей этот промежуток времени проходит с закрытыми глазами. у других весь процесс неуправляемого движения сопровождается не нормативной лексикой
Если происходит увод задней оси автомобиля, а передняя часть движется по направлению движения — это ЗАНОС. И нужно действовать по схеме приведенной на нижнем рисунке, если занос произошел при торможении — ПРЕКРАТИТЬ начатое торможение.
Предусмотрительность и находчивость
Предположим, вы попали в критическую ситуацию. Возникает вопрос: в какой последовательности нужно пользоваться органами управления автомобиля? Вот рекомендации для некоторых случаев. Первый один из самых распространенных, наверно многие водители могут подтвердить,что у них в практике был подобный случай. Если Вы видите. что водитель впереди стоящего автомобиля у линии «СТОП» включил вместо первой передачи заднюю и упорно двигается пытаясь наехать на Вас, не пугайтесь! Хуже того, что может случиться не будет, поэтому нужно действовать быстро и грамотно. Посигналить, если есть запас расстояния между автомобилями, обычно это помогает, пятившийся назад автомобиль тормозит, если это адекватный водитель, который вас видел, но пытался немного отъехать назад, чтобы затем выехать со стоянки. Но бывают и другие варианты, когда сигналить поздно и можно получить удар под звуки вашего сигнала. Вы должны включить заднюю скорость и если сзади никого нет, отъезжать от неадекватного, который проедет не более 3-5 метров.
Если сзади стоит автомобиль и между ним и вашим автомобилем есть достаточное расстояние, надо также отъезжать назад, но так. чтобы не повредить ни задний, ни свой автомобиль.
Если сзади места нет, но накатывающийся автомобиль еще сравнительно далеко метра три четыре, то нужно «рвануться» вперед и тут же назад со скоростью, чуть меньшей чем у того авто, который на вас упорно едет! В этом случае последствия наезда будут минимальными. Но этот совет для опытных водителей! Новичкам ни в коем случае НЕ ПРИМЕНЯТЬ, а то может получиться встречный удар, если не рассчитать момент, где можно остановиться перед тем как пятится назад и получится он пятится на вас А новичок со все дури дергается вперед и бъет его в задний бампер, а потом скажет, что послушал совета на моем сайте.
Если Вы стоите в такой очереди третьим четвертым. не дожидайтесь, когда «волна ударов» докатится до Вас. Постарайтесь предупредить заднего водителя и вместе с ним уехать в тыл.
Для некоторых водителей выйти выехать из критической ситуации — это нажать на ТОРМОЗ или повернуть руль. Это подход дилетанта, иногда лучше мигнуть фарами вместо того, что бы нажать на педаль тормоза, иногда полезно ничего не делать, а иногда целесообразно даже увеличить скорость. Например как ведет себя новичок при движении в городе в плотном транспортном потоке, когда двигаясь в правой полосе впереди его остановился автомобиль или автобус, а сзади в метрах десяти идет поток автомобилей, новичок включить левый поворот и остановится позади автобуса пропуская весь поток автомобилей, а нужно было после того, как включили поворот убедились через зеркало заднего вида. что до автомобиля целых 10 метров, добавить газу и объехать препятствие! Не обладающий навыками имеет склонность перестраховываться и избегать таких на его взгляд опасных приемов вождения. А они как он позже это поймет и есть правильные, хоть и немного рисковые.
Вот пример, когда критическая ситуация возникают по причине дорожных условий. из-за того что после 10-20 км прямой дороги вдруг встречается резкий поворот — один единственный и без знака. Водитель привыкший к режиму управления на прямой, не подготовлен к такому неожиданному «сюрпризу» и может оказаться на обочине или в кювете. особенно опасно, если попадаются скользкие участки. Критическая ситуация может возникнуть и тогда, когда после движения по основной дороге со скоростью около 80 км/час ваш автомобиль уже с повернутыми колесами начинает въезжать на петлю съезда и на самом въезде в поворот попадает на не большой участок дороги с гололедом и это к сожалению достаточно для блокировки передних управляемых колес в результате автомобиль скользит по направлению к откосу и затем как правило. опрокидывается. опытные водители почувствовав. что передние колеса вошли в «юз» не будут дожимать тормоза до блокировки и задних колес. Они «отпускают» тормоза и пробуют с помощью руля удержать автомобиль на проезжей части. В каждой критической ситуации есть «слабые места». Например. автомобиль не управляем и скользит по обледеневшему или глинистому косогору в овраг, не слушаясь ни руля. ни газа, ни тормоза. Но на протяжении спуска, наверняка попадутся «пролешины» или места с достаточным коэффициентом сцепления. Вот на них и нужно рассчитывать. Используя «секундное сцепление», постарайтесь придать автомобилю наиболее безопасное направление движения и выйти из опасной критической ситуации.
В чем опасность торможения на поворотах? И стоит ли тормозить на закруглениях.
Водитель прибегает к торможению тогда когда это необходимо по условиям движения. а как он будет снижать скорость движения автомобиля зависит от многих факторов: прежде всего от скорости движения, состояния проезжей части, технического состояния автомобиля и прежде всего шин. От того как вы будете прибегать к торможению (способы торможения). И конечно от состояния и оборудования тормозной системы, наличие или отсутствие АВS и прочих систем безопасности, системы противоскольжения и так далее. Зависит ваша безопасность, останется автомобиль на дороге, или вылетит с проезжей части, пройдет ли поворот по заданной траектории или его развернет на дороге. Остановится ли на безопасном расстоянии от препятствия или не хватит нескольких сантиметров, от этого зависит безопасность самого водителя и безопасность других участников движения.Тормозить можно и нужно и при гололеде. Но как? Тормозить нужно плавными, прерывистыми нажатиями, и отпусканием тормозной педали, избегая блокировки колес (юза) .
.Известно. что автомобиль наиболее устойчив при равномерной езде по прямой. При торможении, его развесовка по осям смещается вперед («клевок»): происходит перенос веса за счет сил инерции вперед и передние колеса лучше сцеплены с дорогой, а задние хуже, так задняя ось приподнимается.
Пассажиры автобуса при торможении наклоняются ВПЕРЕД. А при повороте НАЛЕВО, за счет центробежной силы пассажиры отклоняются ВПРАВО. Центробежная сила действует по радиусу в сторону противоположную повороту. А при повороте направо соответственно пассажиры отклоняются ВЛЕВО.
ОТВЕЧАЕМ на ВОПРОС.
ВОТ ТЕПЕРЬ я думаю, что по теме центробежная сила и как она действует на автомобили и пассажиров стало намного понятнее!
Из за перегрузки передних колес ими уже труднее управлять, особенно на поворотах. Значит нельзя резко тормозить на поворотах, так как это еще больше перегрузит внешнее управляемое колесо благодаря центробежной силе. Внешняя передняя шина при крутом повороте с торможением начинает скользить и, действуя как «якорь», задерживает весь автомобиль, который может сорваться в тяжелый занос, выйдя из-под контроля. В идеале, всегда тормозить надо плавно, распределяя торможение на большое расстояние. Это лучше и для автомобиля и для пассажиров. так повышается плавность хода. И вообще качество, мастерство вождения водителя, проверяется потому как он пользуется педалями тормоза и педалью газа. Пассажиры не должны чувствовать как водитель тормозит, и как он трогает автомобиль с места. Многие из Вас наверняка ездили на маршрутках в город Челябинск. И Вы наверняка сразу чувствуете какой сегодня Вас повезет водитель, опытный, или не очень, а иногда просто опасный. Есть еще и такие водители. Так при трогании автомобиля с места пассажиры не должны откидываться НАЗАД, и при торможении не смещаться, а иногда просто лететь ВПЕРЕД. Конечно, правильность и частота торможений влияет на износ тормозных накладок и подвески. Два разных по темпераменту и опыту водителя на одинаковых автомобилях, на одном и том же маршруте показывают разные результаты по числу торможений, переключению передач, созданию аварийной обстановки. Это зависит от стиля езды а стиль езды — это мастерство.
Т
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ВОДИТЕЛЯ ПРИ АВАРИЙНОМ ТОРМОЖЕНИИ
Несмотря на то,что такое торможение не рекомендуется, в некоторых странах даже при сдаче испытаний на право управления автомобилем подобный тест проводится с абитуриентами. Поэтому рассчитывая на возможность внезапного появления на дороге пешехода, ребенка. Водитель должен точно знать как вести себя при экстренном торможении. Существуют следующие Правила: 1) крепче держите руль двумя руками; 2)не блокируйте колеса: продольный юз колес не уменьшает тормозной путь; 3) не выжимайте сцепление почти до полной остановки: это улучшает торможение и устойчивость; 4) не пользуйтесь ручным тормозом, ибо это может усилить юз задних колес. Многие водители слишком резко давят на педаль тормоза, чем вызывают занос. особенно на влажном покрытии. Надо учиться нажимать сильно, но плавно, с нарастанием по мере зацепления с дорогой. Надо остановиться как можно скорее, не теряя контроля над автомобилем при срочном торможении. Вы внимательно прочитали то, что написано выше главный вывод из сказанного будет такой- водитель при возникновении критической ситуации на безусловном рефлексе жмет на педаль тормоза максимально сильно, но не должен терять контроля над ситуацией и в случае возникновения заноса. сноса автомобиля водитель должен ослабить нажатия на педаль, что бы разблокировать колеса и манипулировать рулем влево, вправо в зависимости куда идет задняя часть автомобиля. При рассмотрении ДТП приходится фиксировать отсутствия опыта или полный не профессионализм или отсутствие такового у многих водителей и что угнетает, что они управляли большегрузными автомобилями или автомобилями специального назначения. Вот при недавнем рассмотрении одного ДТП водитель при появлении опасности, которую он обнаружил на расстоянии 60 метров нажал на педаль тормоза довел автомобиль до юза и так на заблокированных тормозах летел сжигая резину до столкновения с автомобилем, время такого торможения составляло 4.5-5 секунд, за это время можно было несколько раз отпустить тормозную педаль и объехать препятствие.
КРИТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ И УСТАРЕВШИХ АВТОМОБИЛЕЙ.
Один из вариантов развития критических ситуаций когда обычная дорожная ситуация переходит в опасную затем перерастает в критическую и затем в аварийную. Прямолинейный участок дороги за окнами унылый, однообразный пейзаж, поля как слева, так и справа между населенными пунктами большие промежутки 50 а то и 100 километров, угадайте где такие дороги?В Монголии!Правда, но и в Казахстане есть такие участки дорог, например, если ехать в Атбасар, Кокшетау, Астану из Костаная то есть такие участки дороги. За рулем водитель не обладающим большим стажем вождения.На таких дорогах внимание притупляется и происходит привыкание водителя к высоким скоростям движения. если вначале скорость 120 км/час казалась высокой и пассажиры нервничали и говорили: «Тише, можно помедленнее ехать!». То затем привыкали и скорость уже не казалась такой уж большой, и у пассажиров иногда возникают вопросы: что тихо едем, может шеф прибавишь!» Это относится к современным иномаркам и некоторым нашим маркам.Скорость 120 км/час впереди прямолинейный участок дороги переходит в крутой поворот!Чуть ли не под прямым углом водитель сбрасывает газ. снижает скорость на 20-30 км/час и начинает входить в поворот, водителю кажется,что автомобиль просто ползет. Но что такое?Еще не пройдя и середину кривой, водитель видит. что водитель не вписывается в поворот его выносит а проезжей части. Сбрасывание газа не помогает, машина уже по инерции неумолимо движется к обочине. В последней попытке выправить положение водитель круто поворачивает руль, еще надеясь удержать автомобиль на проезжей части дороги, но вместо этого теряет возможность предотвратить опрокидывание, автомобиль с визгом вылетает на обочину и опрокидывается.Бывает просто ложится на «БОК»
Да потому что на автомобиль движущийся на повороте по дуге окружности, на него действует центробежная сила, направленная по радиусу в сторону противоположную повороту.
Автомобили выпущенные до 1965-1970 годов, обладали одним преимуществом. Они управлялись по-разному на скоростях 40 60 80 100 120 и 160 км/час. Кстати 160 км/час не каждый «Москвич» или «Волга» могли развить такую скорость. А на скорости 100 км/час на Москвиче 412 вообще невозможно было разговаривать!Шум двигателя, коробки перемены передач был такой, что напросто заглушал речь приходилось говорить буквально в «ухо». Чем выше скорость, тем труднее и напряженнее было управление, и на спидометр смотреть не надо. У всех современных машин, а если брать автомобили 65-70 годов. то Жигулей то у них, что при движении на скорости 40 и 120 управление почти одно и то же. В этом и есть прелесть современных машин. а для некоторых водителей именно в этом кроется большая опасность. В чем она заключается?попробуем объяснить. иногда говорят, что современные автомобиль сливается с человеком и именно поэтому им легко управлять. Это не совсем так. Слиться с автомобилем, по нашему мнению. значит не только легко. без напряжения управлять им, но и очень четко чувствовать ритм и темп движения через автомобиль. А вот последнее далеко не всегда удается на современных автомобилях. особенно водителям новичкам. Так вот. если автомобиль движется со скоростью 120 км/час. а ощущение у водителя по легкости управления как и на 20 км/час. то это при малейшей потере конироля опасно. В данном случае легкость. комфорт и удобство в управлении вступают в противоречие с безопасностью.
Если раньше для управления автомобилем на большей скорости требовались значительные усилия, что невольно вызывало настороженность водителя — чувство опасности, то теперь дело обстоит иначе. Легкость управления даже на большей скорости создает иллюзию уверенности в том, что можно выйти из любой ситуации с такой же легкостью. И конечно. эта иллюзия подводит водителя.
В ТАКОЙ СИТУАЦИИ И НОВЫЕ И СТАРЫЕ МОДЕЛИ ОДИНАКОВО НЕУПРАВЛЯЕМЫ, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ЛЕГКОСТЬ И УДОБСТВО И ЧУВСТВО СКОРОСТИ НА НИХ РАЗЛИЧНО. НЕКОТОРЫЕ ВОДИТЕЛИ, К СОЖАЛЕНИЮ, ДАЖЕ ПОСЛЕ ТАКОГО ПРОИСШЕСТВИЯ НЕ МОГУТ ПОНЯТЬ, ЧТО УДОБСТВО И ЛЕГКОСТЬ НЕ ЕСТЬ СИНОНИМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЭТИКА ВОДИТЕЛЯ ВЫХОДЯЩЕГО ИЗ АВТОМОБИЛЯ, ИЛИ КУЛЬТУРА ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ.
Случаи, когда автомобили «врезаются во внезапно открытую водителем дверь, не такое уж редкое явление в водительской практике. У нас на страничке ДТП есть примеры подобных ДТП. Был даже такой случай, когда автоледи такая никакая, открыла двери во дворе своего дом а не посмотрела назад перед тем, как открыть и убедится в безопасности. А инспекторам дорожной полиции вывела целую теорию с расчетами и выкладками доказывая. что она никак не виновата! В дворе скорость ограничена и раньше, когда был лежачий полицейский она спокойна выходила из автомобиля времени хватало! А теперь, когда лежачего полицейского убрали! Времени стало меньше и она не успела выйти, произошла авария не ее вине. А пот вине тех, кто убрал лежачего полицейского!!! Вот так вот. как сложно и запутано создаются замысловатые теории т отговорки вместо того, чтобы открыть книжку по Правилам на пункте 12.7 РК и ПДД РФ
В ПДД РК «Запрещается открывать двери транспортного средства, оставлять их открытыми или выходить на проезжую часть дороги, не убедившись, что это не создаст помехи или опасности для других участников движения.
В ПДД РФ «Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам движения.
ПУНКТ-12.7. ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РК и РФ.
Из за нарушения вернее не выполнения данного пункта Правил чаще страдает сам неосторожный водитель. Как избежать этого? Прежде чем полностью открывать левую дверь. следует чуть-чуть приоткрыть ее и слегка покачать из стороны в сторону. Можно также, слегка приоткрыв дверь. повернуть голову назад. как бы выискивая интервал. необходимый для выхода из автомобиля. Водители проходящего мимо транспортного средства будут благодарны Вас за такое предупреждение.Другой способ выхода из левой двери на несколько секунд включить указатель маневра «налево». затем выключить его и выйти из автомобиля. Еще предлагают способ выходить из автомобиля через правую дверь! Но это перебор, через правую дверь выходит водитель только в том случае, если через водительскую дверь выход затруднен.
И наконец: одно из самых важных правил выхода из автомобиля- прежде всего, вначале оценить обстановку позади автомобиля через зеркала заднего вида в салоне автомобиля, затем сбоку и только после этого, приоткрыть дверь и оглянуться назад уже через дверь, тем самым вы исключите «мертвые» зоны. Приучитесь это делать до того как . возьметесь за ручку двери, иначе, приоткрывая ее, вы можете чем-то отвлечься и забудете посмотреть назад. Данное требование направлено на то, чтобы не создавать помех движущимся транспортным средствам и пешеходам, но оно относится не только к водителям, но и к пассажирам.Желательно, чтобы пассажиры открывали двери транспортного средства, предварительно поставив в известность водителя и получив у него разрешение. И конечно же соблюдать пункт 4.1.3. Пассажиры должны производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки автомобиля