Бывают очень хорошие новички, но не один новичок не является хорошим водителем
Эта дилемма стара как мир. Все мы когда-то были новичками. Новичок он и есть новичок, от этого не уйти, более того их становится все больше и больше, просто водительский бум какой-то. По статистике наибольшее число ДТП совершают водители, стаж которых, не превышает трех лет. Так за 2011год с их участием «молодых» водителей зарегистрировано 82 дорожно-транспортных происшествия, при которых погибло 9человек, и 118 получили ранения. Из выпускников частных автошкол зарегистрировано 25 ДТП это 1/3 часть. В 30-е годы был лозунг: «Молодежь, вступайте в ряды ОСОВИАХИМА и молодежь на самолет». Сейчас лозунг несколько другой: «Молодежь на автомобиль». А среди молодежи женская половина представляет большинство.
Для преподавателей автошкол эти цифры дают повод для размышлений, есть на, что обратить внимание в обучении в первую очередь. Да и непосредственно для самих водителей, которые месяц после автошколы уже считают себя ассами дорожного движения, которым сам чёрт не брат. Как же обстоят дела по данным опроса, проведённым органами дорожного контроля ряда европейских государств. За последние двадцать лет, как показывает анкета: повсюду примерно 30 % аварий на дорогах, приходится на водителей моложе 21 года. Причём, если число ДТП, совершаемые 30 летними водителями принять за 100 %, то у водителей 25 – 30 лет оно вырастает до 180 %. И наконец, 18 – 21 год до 350 %. А число ДТП со смертельным исходом у водителей возраста до 25 в два раза больше, чем от 30 до 50 лет. Не правда ли впечатляющие числа статистики. Иными словами, чем моложе водитель, тем опаснее он на дороге. Это касается и в обучении и в теории и особенно в практике. Молодые кандидаты в водители более легкомысленно, что ли воспринимают сам процесс обучения объяснения преподавателей и мастеров практического обучения вождению. У них, у молодых, притуплен фактор осторожности, как говориться – пока не обожжешься, не почувствуешь. Эти факты ещё раз говорят о том, что в обеспечении безопасности движения решающую роль играют не быстрота реакции, хорошее зрение и слух, эти физиологические параметры у молодёжи, как правило, в норме, а умение прогнозировать дорожные ситуации и грамотные приёмы управления автомобилем, что приобретается с возрастом. Это внушает определённую обеспокоенность, хотя и в количественном отношении молодые водители составляют пока меньшинство, но численность их с каждым годом растёт.
Хочется отметить, что бывают хорошие новички, но не один новичок не является хорошим водителем. Свои первые километры, совершаемые самостоятельно новичок озабочен трудностями дорожного движения и навалившимся на него обилием информации, требующие от него быстрых конкретных действий. Если сказать, что он осторожен – это значит, ничего не сказать, он очень осторожен и всё равно совершает ошибки в управлении, которые происходят из общей скованности, которая его просто парализует. Его мысли направлены на такие вещи, о которых опытный водитель просто не думает, т.к. он их выполняет автоматически на подсознательном уровне. Мысли новичка направлены на то, как плавнее тронуться с места, какую передачу выбрать. Угол зрения у новичка также уже, чем у опытного водителя. В начале самостоятельного вождения он ограничен проезжей частью, то, что за пределами дороги он просто не видит, поэтому и пропускает некоторые дорожные знаки, т.к. его внимание, целиком направленно на дорогу. Это, несомненно, создаёт опасность для дорожного движения. Первые навыки управления приобретаются в первый год самостоятельного вождения или первые 7, 10 тыс. км. В этот период для новичков характерны такие ошибки в управлении как езда со скоростью меньшей средней скорости транспортного потока, что заставляет других водителей объезжать его и слева и, что самое опасное справа. Тем самым, создаются аварийные ситуации, новички перестраиваются из ряда в ряд, не включив, указатель поворота или включает его одновременно с маневром, тем самым делает сигнал поворота бесполезным и для других водителей это будет неожиданностью. Далее, после совершения маневра указатель поворота не выключается. И так и едет «горе-водитель» от КСК до КЖБИ с мигающим указателем поворота. И ещё важный момент. Большинство новичков понятия не имеют о «мёртвых зонах обзорности», т.е. при перестроении посмотрел в зеркало заднего вида в салоне, затем в боковые, убедившись в отсутствии опасности, совершает маневр, а потом искренне пугается, услышав отчаянный сигнал клаксона водителя, который был в «мёртвой» зоне, т.е. невидимый в зеркале обзора. А нужно было повернуть голову и посмотреть в стекло водительской двери. Этому трудно научить теоретически, это надо прививать на занятиях по практическому вождению, в городских условиях. Постоянно напоминать следующую цепь последовательных действий при маневре: Зеркало, сигнал поворота, боковое зеркало, поворот головы в сторону водительского окна, и только потом маневр.
Напряжение и скованность начинающего водителя быстро проходят, и он начинает «чувствовать» автомобиль в своих руках. К сожалению, это ощущение непринуждённости за рулём приходит часто тогда, когда воспринимающий и моторный автоматизмы ещё не выработались. Проще говоря, в мышечной памяти не заложились безусловные рефлексы. Это у опытного водителя со стажем в экстремальных ситуациях руки и ноги автоматически выполняют комплекс действий за доли секунды (это 0,2 – 0,3 сек). Когда нормальная реакция, например, на запрещающий сигнал светофора составляет 0,6 – 0,8 сек. Ощущение непринуждённости часто приводит к неоправданному риску. Например, при выполнении самого опасного маневра обгона. Когда начинающий водитель, не оценив толком ситуацию, т.е. расстояние до встречного автомобиля скорость обгоняемого автомобиля технические возможности своего автомобиля профиль дороги, да и свои физические способности сходу начинает обгон часто бывает и так, когда рядом сидящие друзья подзадоривают водителя «Давай, давай! Что ты плетёшься? Обгоняй, успеем!» В результате только в середине обгона водитель понимает, что он не успевает завершить обгон и тут начинается комплекс неправильных действий, которые, нагромождаясь, друг на друга делают процесс необратимым и приводит к самым страшным авариям. Это столкновение со встречным транспортом, с человеческими жертвами. Можно сказать с уверенностью, что опасность особенно велика, когда пройдено уже 6 – 7 тыс. км — это не общее правило. Важно то, чтобы дебютант не зазнавался слишком рано, а это, минимум 10 тыс. км. Это среднегодовой пробег, не доверял бы своим ещё не закреплённым навыкам. Новичок также должен знать, что он устаёт быстрее, чем опытный водитель, следовательно, он должен беречь силы и быть внимательным к самому себе. Лишь постепенно, желая добиться действенного успеха и прогресса, он становится хорошим водителем. И напоследок несколько советов новичкам: получив вожделенное водительское удостоверение, не садитесь сразу за ожидавший Вашего окончания учебы подаренный Вам дорогой автомобиль. Он от Вас никуда не уйдет. Возьмите у родителей, или друзей, старенький «Жигули» или потрепанный «Гольф», чтобы поцарапать его было не так жалко, или даже слегка помять. Что, к сожалению неизбежно. А если начать учится сразу на «дорогом» автомобиле, то каждая царапина будет восприниматься как национальный скандал или семейная трагедия. Вы учились, конечно же, на «механике» а у Вас автомобиль с автоматической коробкой передач, то Вам просто необходимо взять у нас несколько уроков вождения на автомобиле с АКП. В нашей школе мы рады предоставить Вам такой автомобиль. KIA CERATO 2011года выпуска. Мастер проверит Вас в сложных условиях городского движения, особенно при выполнении левых поворотов, на сложных перекрёстках, по ул. Абая и в восьмом микрорайоне. Мастер даст действенные советы, которые Вам, я уверяю, очень помогут в самостоятельном «плавании». Наша автошкола имеет уже девятнадцатилетний опыт работы в таком важном деле, как подготовка и обучение водителей. Мы имеем свои методы и теоретические наработки, а самое главное – опытный коллектив преподавателей и мастеров практического вождения автомобиля, у которых не одна сотня подготовленных водителей, и которые вспоминают о них с благодарностью. Звоните, и приходите, мы поможем Вам стать хорошими, безопасными водителями. Успехов Вам и безопасной дороги.
Заместитель директора по УПР. автошколы «ВодительАВС»
Кузнецова Г.В.