В помощь преподавателям, которые профессионально относятся к своим обязанностям. Продолжение темы: » Вот пресловутый левый поворот». И «Уступить дорогу», часть третья. Левый поворот входит в группу самых опасных маневров наряду с обгоном. Так как при данном маневре происходит пересечение траекторий движения транспортных средств движущихся навстречу друг другу.
Недели две назад, в городе Костанае, произошли дорожные происшествия связанные с тем, что одно из транспортных средств решило совершить поворот налево с нарушением Правил И норм Безопасности дорожного движения анализ данных ДТП наводит на грустные мысли, что культура вождения наших водителей находится на очень низком уровне. И это повод задуматься Всем, от кого зависит безопасность дорожного движения, если таковые есть.
ПРИМЕР №1.
Вот ситуация черный легковой автомобиль решил совершить поворот налево, водитель которого видел, что навстречу за перекрестком намеревался выехать на перекресток автомобиль с включенным указателем левого поворота. Как водитель черного автомобиля затем писал в объяснении: «У встречного автомобиля был включен указатель левого поворота я ПОДУМАЛ, что он будет поворачивать также НАЛЕВО и я решил, что мы разъедемся поэтому и стал поворачивать налево, но встречный водитель вдруг! Поехал ПРЯМО, и мы столкнулись» Как затем выяснилось при опросе второго водителя, он включил указатель левого поворота для объезда автомобиля перед перекрестком, который поворачивал направо, а затем не выключил указатель поворота поехал прямо и совершил столкновение с черным автомобилем, который не уступил ему дорогу. Полицейские составили административный протокол на водителя, который двигался через перекресток прямо по пункту 8.2. ….»подача сигнала указателями поворотами или рукой должна производится заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после завершения маневра. При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения». Основной аргумент полицейских, что водитель ввел в заблуждение водителя черного автомобиля. Да факт нарушения пункта 8.2. Присутствует, но почему полицейские не составили протокол на водителя черного автомобиля, который нарушил пункт 13.5. ПДД РК, нарушение которого на мой взгляд и послужило причиной возникновения критической ситуации переросшей в ДТП. Полицейские вначале хотели составить такой протокол, но потом передумали. ПУНКТ-13.5. «При повороте налево или развороте по разрешающему сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средством, движущимся со встречного направления прямо или направо.
Теперь к обучению будущих водителей на что нужно обращать внимание при объяснении данного пункта Правил. В классе нужно объяснять своим ученикам, что перед тем как совершить поворот налево, водитель должен пропустить весь встречный транспорт. А В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ НАВСТРЕЧУ ДВИЖЕТСЯ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ВКЛЮЧЕННЫМ СИГНАЛОМ ЛЕВОГО ПОВОРОТА. НЕЛЬЗЯ! Сразу совершать маневр, перед ним, полагаясь только на то, что у него включен указатель левого поворота. Ключевыми словами водителя, который повернул НАЛЕВО, были я ПОДУМАЛ, что он будет совершать маневр, а он ВДРУГ, поехал прямо то есть это для него было полной неожиданностью. В этом и заложена ошибка, он подумал и решил, а он не подумал, как должен совершаться поворот налево. Не может водитель, который движется через перекресток с большой скоростью совершать поворот налево сразу без снижения скорости и остановки, Этого ему никто не объяснял, в книгах это не написано, в том числе и комментариях по ПДД. Преподавателям нужно набраться терпения и вдумчиво доходчиво это объяснять своим ученикам все нюансы. Это грубейшая ошибка начинающих, неопытных водителей и тех кто учил ПДД по ТЕСТАМ. В которых, естественно такие ситуации и нюансы не рассматриваются. Указатель поворота это только 10% процентов из 100 дающих информацию о том, что водитель будет совершать поворот налево. Водитель который хочет совершить маневр поворота налево, во первых, снижает скорость, ЗАТЕМ, выезжает на середину перекрестка и ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ, так как он должен пропустить весь транспорт движущийся прямо, не только соблюдающих Правила, но и тех, кто движется прямо в том числе с включенным левым поворотом. А если у автомобиля по технической неисправности не выключился указатель левого поворота, и водитель просто этого не знал, такое тоже бывает. Вывод,: водитель, совершающий поворот налево, должен лично убедится, в том, что встречный транспорт именно будет также совершать поворот налево. В нашем же случае водитель черного автомобиля решил повернуть налево, сразу без выезда и остановки на перекрестке. Как мы объясняли выше, он просто решил проскочить, успеть, но не успел. Далее, когда выезжаешь на вторую полосу также нужно пропустить транспорт, который может двигаться прямо по второй полосе, и которого возможно просто не было не видно из-за автомобиля поворачивающего налево. И только после этого водитель может закончить поворот. Так и только так, и никак иначе. У водителей должен быть заложен алгоритм действий при совершении левого поворота. А если у водителя нет в подкорке такого алгоритма, так как этого ему просто не заложили при обучении, а по своему небольшому опыту он просто не имел таких примеров, вот отсюда такие неправильные действия — это закономерно откуда он мог должен это знать! И автошколы, в которых работают опытные преподаватели имеющие свой практический опыт вождения могут и должны донести это до своих учеников. А те автошколы, которые учат решать билеты, ТЕСТЫ, то есть учить по картинкам, это конечно не проходят! Это издержки обучения, также как и ЭГЭ И ЕНТ. В которых только заложен смысл в запоминании и угадывании правильных ответов. Такие ДТП происходят из-за незнания водителями законов развития дорожных ситуаций, и из за того, что водитель все прекрасно знает но нарушает ПРАВИЛА, надеясь на пресловутое АВОСЬ, успею проскочу. . Вот так спешка, желание сэкономить секунды, приводит к таким происшествиям. По какому варианту произошло нарушение пункта 13.5, выяснится в суде. А суд должен оценить действия какого из водителей в нарушении Правил были предпосылками к ДТП. И вынести решение по каждому водителю, одному по нарушению пункта- 8.2. а второму по нарушению по пункту — 13.5. Учитывая, то факт, что именно в пункте 13.5 ПДД РК, заложен правовой смысл термина «Уступить дорогу» (не создавать помех). Следите за нашими публикациями заседания административного суда еще не было.
Суд состоялся судья задала всего один вопрос у водителя на которого было составлен административный протокол: «По какому правилу разъезжаются водители в данной ситуации при которой ваш оппонент поворачивал НАЛЕВО? По пункту 13.5 ПДД РК Ваша честь. Все вопросов больше нет» С водителя, который двигался прямо сняли обвинения. Браво судье.
ПРИМЕР №2.
Один автомобиль выезжает с парковки в прямом направлении, а водитель Тойоты совершал поворот налево. Место удара произошло на середине перекрестка, этот факт опровергает показания водителя ТОЙОТЫ, которая утверждала, что она заканчивала поворот когда в ее автомобиль врезался белый автомобиль! Все было с точностью да наоборот, именно автомобиль ТОЙОТА врезался в белый автомобиль ЛАДА, причем в левую заднюю дверь и не при завершении маневра а в самом его начале. Если бы действительно автомобиль ТОЙОТА завершал маневр и был бы обращен к водителю правым боком, а белый автомобиль «выскочил» с парковки! Тогда слов нет, все ясно был бы виновен белый автомобиль. Но место удара угол расположения транспортных средств друг к другу при столкновении , говорит о том что ТОЙОТА должна была уступить дорогу. Когда человек говорит неправду наводит на некоторые размышления. Удивляют высказывания полицейских! А именно, белый автомобиль вообще не мог выезжать с парковки в этом направлении так как это «Т» образный перекресток!? Возникают вопросы, если бы был бордюр отделяющий стоянку и перекресток, или знаки обязательное движение «Направо» бордюра нет, знаков нет запрещений нет. Далее, сказали что ТОЙОТА бала на главной дороге, а белый автомобиль выезжал с второстепенной. Да это факт выезжал с парковки нарушен 8.3 ПДД РК, Но то что ТОЙОТА выезжала с главной дороги не совсем так. Смотрим справа на расстоянии 200-250 метров установлен знак 2.1. «Главная дорога»
То что он не установлен перед перекрестком ничего не говорит! Знак 2.1.»Главная дорога» устанавливается вначале главной дороги и действует до знака 2.2. «Конец главной дороги» В Комментариях к ПДД РК 1999года говорится, что знак может повторятся перед перекрестками, для обеспечения безопасности движения по главной дороге, перед другими пересечениями на других дорогах устанавливаются знаки 2.4 Уступите дорогу» или знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» Перед перекрестками (пересечениями) на которых главная дорога меняет направление, знак 2.1 устанавливается с табличкой 7.13 «направление главной дороги» В населенных пунктах знак 2.1 может повторятся перед перекрестками. Выражение может повторятся, нужно понимать, что может повторятся, а может и не повторятся, как в нашем случае. Делаем вывод знак 2.1 устанавливается в начале главной дороги и действует до знака 2.2. «Конец главной дороги» это значит, что пересекаемая дорога на которую выехал белый автомобиль в прямом направлении есть ГЛАВНАЯ, она является ГЛАВНОЙ и для автомобиля ТОЙОТА. Значит оба автомобиля выезжали на главную дорогу значит они были в равных условиях, но белый автомобиль двигался в прямом направлении а ТОЙОТА поворачивала НАЛЕВО! значит должна была уступить дорогу автомобилю ЛАДА по пункту 13.14.При повороте налево развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Можно применить пункт 13.13. А также пункт 8.10. Но ни одного пункта в пользу преимущества автомобиля ТОЙОТА просто НЕТ. То что перекресток отменяет знак 2.1 тоже неправильно, перекресток отменяет действия только запрещающих знаков. Их 9. Знаки приоритета перекрестком не отменяются.
Запомните, кто совершает поворот налево везде: вне перекрестков, на регулируемых перекрестках, на нерегулируемых перекрестках уступают дорогу те ТС, кто движется прямо или поворачивает направо, проще кто крутит руль тот должен быть внимательным и осторожным и соблюдать термин «Уступить дорогу» (Не создавать помех).
УСТУПИТЬ ДОРОГУ (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать возобновлять или продолжать движение осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость. Когда движешься прямо ты под защитой всех пунктов ПДД, а когда совершаешь поворот налево и своим маневром пересекаешь траектории движения других транспортных средств, которые как раз и пользуются преимуществом по отношению к тебе, вот тогда ты и находишься под санкциями ПДД. 8.9. Вне перекрестка, 13.5.на регулируемом перекрестке, 13.13; На нерегулируемых перекрестках- 13.14. Крутишь руль помни о безопасности.
В нашем случае водитель , который двигался прямо признан виновным, так как он выезжал с прилегающей дороги, а то что водитель ТОЙТЫ совершал поворот налево, и что он тоже выезжал с второстепенной дороги не было принято судом во внимание, Печально.