«Зри в корень» — Козьма Прутков.
ПДД и ДТП правила дорожного движения и дорожно-транспортные происшествия, какая связь между этими понятиями – самая прямая. Как причина и следствие. Практически каждое нарушение правил приводит к сбою в дорожном движении и косвенно или напрямую приводит к авариям, или как их называют специалисты к дорожно-транспортным происшествиям. Водители нарушают правила по-разному, но можно выделить три основные причины. Первое: по незнанию, второе: умышленно и третье: в результате обыкновенной провокации, т.е. водителя ввели в заблуждение, и после он совершил ДТП. Вот этот третий вариант мы и рассмотрим в нашей статье. Практически нарушение любого пункта правил, может привести к созданию аварийной обстановки или к ДТП. Но чаще всего это происходит из-за несоблюдения некоторыми водителями гл-8. «Маневрирование» и одной из основных её частей «Предупредительные сигналы водителей». Не путайте с проблесковыми сигналами, которые относятся к разряду специальных . Это так называемые «мигалки». В России ведется непрекращающаяся борьба, за уменьшение количества маячков синего цвета, дающих преимущественное право проезда. Но «борьба» пока идет с переменным успехом.
На занятиях по ПДД необходимо заострять внимание слушателей на то, какое влияние данной темы, оказывает на безопасность дорожного движения. Какие дорожные происшествия могут произойти, если Вы, как будущие водители, будете относиться к этому не серьёзно. Учащимся нужно говорить, что Вы должны ездить выразительно и предсказуемо, чтобы другие участники дорожного движения знали, что Вы будете делать в следующий момент,и никаких резких манёвров и торможений – это залог Вашей безаварийной и безопасной езды. На примерах нужно рассказывать, как водители выполняют требования, изложенные в главе «Маневрирование», п. 8.1. ПДД РК «Перед началом выполнения маневра водитель обязан подавать сигналы световыми указателями соответствующего назначения, а если они отсутствуют или неисправны — рукой»
При этом маневр должен быть безопасен и чтобы не создавал помех другим участникам движения. А вот и пример место действия — ул. Маяковского между Красноармейской и Леонида Беды. Действующие лица и исполнители- мастер производственного обучения и курсантка и соответственно учебный автомобиль, время действия – 8.30.
Диалог:
— «Ирина ты почему три раза уходила влево, при этом ни разу не включила указатель левого поворота?
Я же колодцы объезжала, а поворот не включила, я в зеркало посмотрела, ни одной машины же не было!!!»
Вот так, зачем утруждать себя лишними движениями, если машин сзади нет? А если произойдет попутное столкновение, что будет говорить мастер сотруднику полиции, что мы объезжали яму!? Которые на наших дорогах, к сожалению еще есть. Вы думаете, что так делают только курсанты автошкол или водители новички, да не тут- то было! Сплошь и рядом совершаются такие нарушения. Включают сигнал поворота, когда он уже никому не нужен, сразу перед выполнением маневра. Или другая крайность, включают указатель поворота на КСК, и так и едут до КЖБИ, не обращая никакого внимания на негодование других водителей. Если кто-то думает, что нарушение в этой области правил мелочи, и они не могут привести к ДТП – заверяю Вас, что Вы очень глубоко ошибаетесь. Статистика показывает, что 70-80 % происшествий происходят по причине неисправности или неправильного пользования приборами освещения и сигнализации. Именно к этой категории относятся световые указатели поворотов. Порядка 20-25 % по причине неисправности тормозов и рулевого управления, или только 10-15 % из-за наших дорог. Да, действительно, дорогами нас не испугаешь. У наших мастеров по вождению есть «лоцманские карты», на которых отмечены все ямы и канализационные колодцы, представляющих опасность для движения. Ну, конечно же, никаких карт нет, все эти опасности они держат в памяти. И умело применяют эти знания на практике, во время вождения. А вот конкретно, к каким последствиям может привести не выполнения данного раздела ПДД. И сам факт как введения в заблуждение других участников движения.
Пример: пересечение улиц Баймагамбетова и Чернышевского, светофор не работает со стороны ул. Чернышевского, стоял знак 2.4.- «Уступить дорогу». Это еще при действии старых светофоров, сейчас там светофоры нового поколения и такой ситуации просто быть не должно, но это было, и факты — упрямая вещь. По улице Баймагамбетова двигался автомобиль ЗИЛ 131 с включенным указателем левого поворота, а со стороны ул. Чернышевского приближался автомобиль Ваз 2101, намеревающийся повернуть налево. Водитель жигулей, увидев приближающегося слева от себя грузовой автомобиль, сконцентрировал всё внимание на включённый указатель левого поворота. Решив, что ЗИЛ будет поворачивать налево на ул. Красноармейскую, водитель «Копейки» выехал на перекрёсток, а водитель автомобиля ЗИЛ 131, и не думал поворачивать налево. Дело в том, что водитель в данном случае просто забыл своевременно его выключить после последнего манёвра. Вот такие стечения обстоятельств. «Нарушение» — скажете Вы, и будете абсолютно правы. Несомненно, это нарушение. Водитель нарушил п. 8.2. «Сигнал поворота должен включаться заблаговременно до начала выполнения маневра и выключаться сразу после его выполнения, причём поворот не должен вводить в заблуждение других участников движения», то о чём мы говорили выше. Не забывайте, что значимость отдельных пунктов ПДД совершенно не равнозначны. Есть, так называемые «базовые» основополагающие разделы ПДД. Это разделы, которые регулируют очерёдность движения. Это сигналы светофора, знаки приоритета, сигналы регулировщика. К ним как раз и относится знак — 2.4 «Уступите дорогу» это один из основных канонов ПДД.
Организаторы дорожного движения утверждают, что для организации движения достаточно установить сигналы светофора и знаки приоритета. Все остальные пункты ПДД и средства организации и регулирования дорожного движения, служат для совершенствования и улучшения условий безопасности. Так вот они считаются сопутствующими или вспомогательными. Водитель «жигулей» не выполнил требования знака 2.4. «Уступите дорогу». Он не должен был возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой либо маневр, если это может начинать вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущества, изменить направление движения или скорость. Водитель «Жигулей» этого не сделал, он основное внимание заострил на указателе поворота автомобиля Зил, (т.е. на вспомогательный фактор, примечание автора), а не скорости автомобиля. А автомобиль ЗИЛ по показаниям очевидцев, шёл с большой скоростью — 40 – 50 км\час, для совершения левого поворота, а он осуществляется под прямым углом, это достаточно много. И самое главное водитель «жигулей» должен был лично убедиться, что водитель ЗИЛа притормозил и приступил к выполнению маневра, а он этого не сделал. Экономия нескольких секунд привела к ДТП, в котором к счастью, никто не погиб и не пострадал. Но нанесён материальный ущерб водителю «жигулей». Кузов «жигулей» не подлежал восстановлению.
А теперь подведём итоги.
— Предупредительные сигналы не дают водителю никакого преимущества в движении.
— Сигнал поворота подаётся заблаговременно до начала выполнения маневра, а прекращается сразу после выполнения маневра.
— Сигнал не должен вводить в заблуждение других водителей.
Водитель «жигулей» совершил грубое нарушение правил, из-за того, что его ввёл в заблуждение водитель автомобиля ЗИЛ 131, не выключив своевременно световой указатель поворота. Но смысл всей этой статьи заключается в том, что «введение в заблуждение» и «совершение» абсолютно разные юридические понятия, потому что тема ответственности совершенно не одинакова. В нашем примере признан виновным со всеми вытекающими последствиями водитель «жигулей». Он восстанавливал свой автомобиль сам, и кроме того, выплатил материальную компенсацию водителю автомобиля ЗИЛ. Вот такие «пироги» а сигнал поворота, скажете Вы, как он повлиял на решение суда, да, суд признал, что в действиях водителя грузового автомобиля есть нарушения пункта Правил, о чем мы говорили выше. Но именно в действиях водителя легкового автомобиля прослеживается причинно – следственная часть, приведшая к аварии. И ещё, если Вас ввели, или постоянно вводят в заблуждение, значит Вы недостаточно опытный водитель. Оттачивайте своё мастерство, отметайте мелкие ненужные детали, сразу выбирайте главное в сложной дорожной ситуации. «Зрите в корень», как учат нас классики.
Читайте правила дорожного движения. Мы приводим примеры из жизни, а они более понятнее и полезнее сухих юридических выкладок, цифр, которыми изобилует учебники и рядовому обывателю там просто не разобраться. Наши публикации позволяют Вам учиться на чужих ошибках, а не на своих. Будьте внимательны и безопасны на дорогах. Удачи.