Необходимость в установке светофоров возникает при достаточно высокой интенсивности движения. Если к перекрестку подъезжает со всех направлений более 600 автомобилей в час, то на таком перекрестке обеспечение безопасности дорожного движения может быть достигнуто только с применением сложных средств регулирования дорожного движения то-есть светофоров. В нашем случае «хитрые» светофоры – значит сложные или с подвохом.
Рядовой водительский обыватель запоминает те разделы правил, в нашем случае сигналы светофоров, которые он использует в повседневной водительской практике – т.е. красный – «движение запрещено», зеленый – «разрешено», желтый – «внимание», зеленый мигающий «действие его истекает». Остальные сигналы светофоров представляют сложность, так как они не применяются повсеместно. Тогда обратимся к Правилам ПДД РК, где мы находим информацию о сигналах светофора с дополнительными секциями. Человек, берущий текст Правил дорожного движения не часто, а только по необходимости или чтобы освежить свои теоретические познания, обратится к тексту статьи 5.1 «Сигналы светофора» и там он найдет для себя 2 правила о светофорах с дополнительными секциями из 4 существующих. Первое: «Секция, разрешающая движение налево, разрешает также и разворот».
Второе – «Двигаться в сторону выключенной секции НЕЛЬЗЯ». Несведущий читатель может на этом и остановиться. Не каждый догадается прочитать текст статьи 13 «Регулируемые перекрестки», где статья 13.6 гласит, что если секция (стрелка) включается с красным или желтым сигналом светофора, водитель, движущийся в данном направлении, обязан уступить дорогу транспортным средствам движущихся с других направлений». Обратите внимание на слова «с ДРУГИХ», к этому мы еще вернемся. На самом деле в тексте пропущено четвертое правило, а оно вытекает из статьи 13.6 и звучит так: «Если основной сигнал светофора – зеленый, то водитель. Движущийся по направлению стрелки, включенной в дополнительной секции, пользуется преимущественным правом проезда по отношению к водителям, движущихся с других направлений». Так вот, с другие направления будут регулироваться светофором с включенным красным или желтым сигналом светофора. И так, все встало на свои места. Теперь вспомним термин «Преимущество» (приоритет)- это право на первоочередное движение. И если кому-то дали преимущество, необходимо к другим водителям применять правили заложенное в термине «Уступите дорогу». В ПДД существует правило – если есть главная дорога, обязательно должна быть и второстепенная. «Уступите дорогу» предусмотрели, а вот «Главную дорогу» не поставили. А теперь расставим точки над «И». Сигналы светофора с дополнительными секциями базируются на 4 основных ПРАВИЛАХ.
Правило 1. Двигаться по направлению выключенной (не горящей) стрелки (секции)- ЗАПРЕЩЕНО.
Правило 2. Если стрелка включена с красным или желтым сигналом светофора, то нужно двигаться только по направлению стрелки, причем УСТУПИТЬ ДОРОГУ транспорту, движущемуся с других направлений – ст.13.6 ПДД РК.
Правило 3. Если основной сигнал светофора – зеленый, то двигаясь по направлению стрелки, в том числе налево и на разворот, водитель пользуется преимущественным правом проезда перекрестка по отношению к водителям других транспортных средств.
Правило 4. Стрелка в дополнительной секции. Разрешающая движение НАЛЕВО, разрешает и разворот.
В нашем городе есть один такой перекресток в районе «Кривого магазина» на Т – образном перекрестке улиц Мауленова и Омара Дощанова, в районе железнодорожного вокзала. Водители сталкиваются еще с одним правилом, где при включении зеленого сигнала светофора мы видим не черную контурную стрелку на зеленом поле, а зеленую стрелку на черном поле — ст.5.14.
Так вот, она, во-первых, информирует о наличии дополнительной секции, в нашем случае справа. В темное время суток, при выключенной дополнительной секции ее просто не видно. Это правило направлено на то, что бы исключить движение на не включенную стрелку в дополнительной секции. Видишь стрелку на основном зеленом сигнале (а нам нужно двигаться в ином направлении) – жди, когда включится стрелка в дополнительной секции. Как замечено. Именно на этом перекрестке водители и днем и ночью поворачивают и едут на не горящую стрелку в дополнительной секции. Дорожные полицейские, которые контролируют движение в данном районе, говорят, что водители постоянно нарушают пункты ПДД, о которых мы говорили выше. Это говорит о том, что наши водители расслабились, на одном единственном «хитром» светофоре, в нашем городе и то умудряются нарушать. Этот светофор, кроме своей основной задачи несет еще воспитательную, образовательную и организационную функции.